zmxn.ru

Телепередачи
10.04.2015, 02:25

Попытки зачатия и запор

На втором этапе – опытно-поисковом (2005 – 2008) – осуществлено изучение медицинских документов, проведен констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов, разработана, теоретически обоснована и внедрена в ходе формирующего эксперимента программа.

12.05.2015, 07:05

Боль в спине в лопатках при простуде

Совет дает Вадим Мурашко — один из лучших офтальмохирургов Европы с опытом более 50 000 лазерных коррекций с отличным результатом. Вадим Александрович, расскажите, пожалуйста, о методах лазерной коррекции

Случайный пост

Роль развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения

Диагностика Просмотров: 2932 Комментариев: 21

На втором этапе – опытно-поисковом (2005 – 2008) – осуществлено изучение медицинских документов, проведен констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов, разработана, теоретически обоснована и внедрена в ходе формирующего эксперимента программа по развитию осязания и мелкой моторики у детей 3-х летнего возраста с косоглазием и амблиопией.

На третьем этапе –итогово-обобщающем (2008 - 2010) – проведен контрольный эксперимент, проанализированы результаты формирующего эксперимента, определена эффективность разработанной программы сформулированы выводы, оформлены материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– выявлены особенности осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией, заключающиеся в недостаточном уровне осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук, отсутствии у детей навыков использования осязания в практической деятельности; определены возможности развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у данной категории детей;

– определены направления и содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией;

– установлено, что разработанная программа имеет значительные потенциальные возможности для развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с косоглазием и амблиопией, формирования у них умения переносить имеющиеся навыки осязательного обследования в различные виды деятельности для выработки компенсаторных способов познания окружающего мира и ориентировки в нем.

Теоретическая значимость:

– углублен раздел теории компенсации зрительной недостаточности знаниями о том, что развитие осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией является не только одним из компонентов их сенсорного развития, но и важным средством преодоления последствий нарушения зрения у данной категории детей;

– теоретически обоснованы условия компенсаторного развития младших дошкольников с косоглазием и амблиопией посредством осязания: физиологическая готовность руки к осязательному восприятию; развитие двигательно-кинестетических компонентов осязания; накопление сенсорного опыта посредством осязания; формирование дифференцированных представлений о предметах посредством осязания в процессе практической деятельности.

– теоретически обоснована и экспериментально доказана взаимосвязь и взаимообусловленность форм коррекционной работы по преодолению последствий зрительной недостаточности посредством осязания (коррекционное занятие – как самостоятельное занятие по развитию осязания и мелкой моторики; как часть коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке; коррекционная направленность общеобразовательных занятий; коррекционная работа в процессе самостоятельной деятельности детей) в контексте системного, деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов.

Практическая значимость:

– предложена комплексная диагностическая методика изучения особенностей осязания, мелкой моторики и использования осязания в различных видах детской деятельности детьми младшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией;

– представлены условия, формы, методические приемы и средства реализации содержания коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией;

– разработана и внедрена программа по развитию осязания у детей 3-х летнего возраста с косоглазием и амблиопией; экспериментально доказана эффективность разработанной программы;

– предложены методические рекомендации для учителей-дефектологов (тифлопедагогов) и воспитателей дошкольных образовательных учреждений IV вида по применению разработанной программы на коррекционных, общеобразовательных занятиях, в самостоятельной деятельности детей, а также по осуществлению индивидуального и дифференцированного подходов к коррекционной работе в данном направлении;

– разработаны и апробированы практические рекомендации для родителей по совершенствованию у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией компенсаторных способов деятельности в процессе игровых упражнений дома, на прогулке.

Материалы исследования реализуются в практике деятельности МДОУ ДС № 138, 422 г. Челябинска, № 25 г. Снежинска; в содержании курса «Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения» для студентов-тифлопедагогов факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета; в содержании курсов переподготовки и повышения квалификации для работников системы специального образования.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, отвечающих целям, задачам, объекту и логике исследования; сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальных данных с использованием методов математической статистики; репрезентативностью выборок испытуемых; личным участием автора на всех этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через: обсуждение основных положений исследования на педагогических советах ДОУ, семинарах (районных, городских) на базе ДОУ, являющихся базой исследования (2005 – 2010); обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик ГОУ ВПО ЧГПУ (2005 – 2010); участие в научно-практических конференциях: региональных, всероссийских, международных (Челябинск, 2005, 2006, 2009, 2010; Нижний Новгород, 2006; Орел, 2007; Саратов, 2008; Екатеринбург, 2009); участие в Первом Всеукраинском съезде тифлопедагогов (Харьков, 2006); публикацию основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналах (Челябинск, 2005, 2006, 2009, 2010; Харьков,2006; Орел, 2007; Саратов, 2009; Екатеринбург, 2009); педагогическую и методическую деятельность на кафедре специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. У младших дошкольников с косоглазием и амблиопией затруднено формирование обобщенного представления о предмете и движении, а компенсаторные механизмы на основе осязания, обеспечивающие адекватное отражение сенсорных характеристик предмета и движение руки в процессе оперирования им, не выработаны.

2. Коррекционная работа по развитию осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией обусловлена последовательностью и содержанием стадий компенсации слепоты и слабовидения и предполагает реализацию следующих направлений: развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов; формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов; формирование осязательного обследования и восприятия предметов; формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности; формирование умений использовать осязание в процессе игровой и бытовой деятельности.

3. Программа по развитию осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией должна предусматривать реализацию программных задач на специальном занятии по развитию осязания и мелкой моторики, в структуре коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, на общеобразовательных занятиях и в свободной деятельности детей.

4. Использование разработанной программы с учетом методических рекомендаций по ее реализации позволяет повысить эффективность коррекционной работы, направленной на компенсацию зрительной недостаточности у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией посредством осязания и мелкой моторики.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 193 источника, в том числе 10 на иностранном языке, 29 таблиц, 18 рисунков, 8 приложений. Общий объем диссертации составляет 208 страниц.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 11 публикациях (в том числе 1 публикация в издании, рекомендованном ВАК; 1 зарубежная публикация). Общий объем публикаций составляет 35,51 п.л.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, его теоретико-методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы компенсации зрительной недостаточности посредством развития осязания и мелкой моторики» представлен аналитический обзор литературы: определены основные понятия исследования, рассмотрены различные теории и концепции в качестве теоретико-методологической основы исследования.

Преодоление зрительной недостаточности людьми со зрительной патологией возможно за счет развития компенсаторных процессов. В связи с этим, нами было рассмотрено понятие «компенсация» с биолого-физиологических и психолого-педагогических позиций.

Биолого-физиологическое понятие компенсации базируется на учениях И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и других ученых, раскрывающих принципы и механизмы компенсаторного приспособления. В основе компенсации любого дефекта лежит единый нервный корковый механизм – системы временных связей, образующихся в коре головного мозга под действием комплексных раздражителей в ходе практической деятельности человека. Недостаточность работы зрительного анализатора может быть компенсирована посредством сохранных анализаторных систем.

Психолого-педагогическое понятие компенсации нарушений зрения связано с воззрениями ученых на возможность познания мира людьми, имеющими зрительный дефект. Взгляды ученых на сущность компенсаторных процессов при нарушениях зрения в своем становлении прошли несколько периодов: от отрицания возможности полноценного познания слепыми реалий существующего мира к признанию возможности компенсации слепоты в процессе обучения и воспитания путем тренировки органов чувств, и, наконец, к необходимости компенсации нарушений зрения в процессе деятельности не только при слепоте, слабовидении, но и при косоглазии и амблиопии.

С целью определения роли осязания в преодолении недостатков чувственного опыта при различных нарушениях зрения мы рассмотрели условия его развития.

При анализе анатомо-физиологических условий были рассмотрены физиологические особенности и функциональные возможности осязания (Б.Г. Ананьев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов), специфика тактильных ощущений (Б.Г. Ананьев, А.И. Есаков, Т.М. Дмитриева), физиологические основы движений руки и двигательных действий (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, И.М. Сеченов). Тактильные ощущения составляют важнейший источник восприятия человеком физико-механических характеристик предметов и пространственных отношений. Широкое разнообразие рецепторов кожи, их анатомических и функциональных особенностей подчинено задаче оптимального извлечения информации из внешнего мира. Изучение физиологических основ движений в рамках нашего исследования явилось крайне важным в связи с тем, что: во-первых, в основе активного осязания, наряду с сенсорным, важное место занимает двигательный компонент; во-вторых, умение управлять движением лежит в основе предметных действий, в процессе которых происходит максимально адекватное познание сенсорных характеристик предмета, получаемых посредством осязания; в-третьих, учитывая недостаточность и неточность зрительной афферентации в осуществлении целенаправленного двигательного акта у детей с нарушениями зрения, можно предположить, что усиление роли осязания в коррекции и организации движений является ключевым моментом компенсации нарушенного зрения.

Опираясь на теории компенсации слепоты и слабовидения (М.И. Земцова, Л.И. Солнцева), учитывая положения о закономерностях и составе стадий компенсации нарушений зрения, мы выделили психолого-педагогические условия развития осязания как средства компенсации зрительной недостаточности. Согласно первой стадии, базовым условием развития осязания является формирование двигательно-кинестетических компонентов осязания: создание основы для восприятия разнообразных свойств и качеств предметов; согласно второй – накопление сенсорного опыта посредством осязания; согласно третьей и четвертой – формирование дифференцированных представлений о предметах посредством осязания в практической деятельности.

Работы Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера, Б.М. Величковского, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Г. Рузской и др. свидетельствуют о роли движений руки в формировании осязательного образа предмета. Развитие мелкой моторики руки является необходимым условием готовности руки к активному осязательному восприятию предмета, а моторный навык, включающий как микро-, так и макродвижения руки – составной частью самого процесса осязательного восприятия и возможности использования осязания в предметной деятельности.

Для выявления особенностей накопления сенсорного опыта посредством осязания мы сочли необходимым рассмотреть аспекты, раскрывающие: особенности процесса сенсорного развития ребенка (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, Н. П. Сакулина, А.К. Усова); особенности развития перцептивных действий дошкольника в процессе осязательного восприятия (Л.М. Веккер, Б.М. Величковский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); роль взаимосвязи зрения и осязания в познании признаков и свойств предметов (Б.Г. Ананьев, З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Люблинская, Л. А. Шифман, С. Г. Якобсон). Развитие осязательного восприятия – одна из основных целей сенсорного развития ребенка, что в свою очередь является основой развития познавательной и практической деятельности. Сочетание зрительных и тактильно-двигательных ощущений имеет особое значение как для различения свойств и качеств предмета, так и для освоения ребенком способа его познания, способствуя получению обобщенного образа предмета.

Для нашей работы значимы исследования, доказывающие роль практической деятельности в формировании дифференцированных представлений о предметах посредством осязания (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.М. Веккер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов). Осязание обеспечивает не только познавательную, но и контролирующую и регулирующую функции в предметно-практической деятельности.

Различные нарушения зрения ведут к своеобразию развития ребенка, возникновению разнообразных вторичных отклонений: нарушенное зрение затрудняет получение сенсорной информации о предметах окружающего мира и отрицательно сказывается на развитии умения использовать их в деятельности (E. Adelson, M. Brambring, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина, М.И. Земцова, Л.И. Леушина, А.Г. Литвак, В.А. Феоктистова и др.); низкий уровень осязательной чувствительности, плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка с нарушениями зрения трудности, связанные с выполнением различных действий (М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, S. Fraiberg,); зрительное восприятие, несмотря на неполноценность, продолжает оставаться ведущим при познании окружающего мира детьми с нарушениями зрения (В.З. Денискина, А.Г. Литвак, Л.В. Мясникова, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова).

М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Б.К. Тупоногов, Е.Н. Подколзина, В.З. Денискина, Л.В. Мясникова и другие доказывают необходимость развития чувственного опыта детей с нарушениями зрения с помощью сохранных анализаторов. Важная роль при этом отводится осязанию. Однако, при отсутствии специальной коррекционной работы формирование компенсаторных навыков затруднено.

Для определения направлений и содержания коррекционной работы мы проанализировали особенности осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения с учетом условий их развития.

Анализ анатомо-физиологических условий развития осязания позволил определить, что для преодоления последствий зрительной недостаточности базовыми условиями являются: получение представлений о возможностях осязания в восприятии окружающей действительности (Т.А. Дорофеева, Л.В. Мясникова, Л.И. Плаксина, Е.В. Селезнева); готовность руки к осязательному обследованию и восприятию предметов (E. Adelson, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, H. Troster, S. Fraiberg).

Анализ специфики психолого-педагогических условий развития осязания при нарушениях зрения показал следующее. Дошкольники с нарушениями зрения владеют незначительным объемом ориентировочных действий при ознакомлении с предметами, у них не сформирована аналитико-синтетическая деятельность на уровне осязательного восприятия (М.И. Земцова, И.С. Моргулис, Е.В. Селезнева, Л.И. Солнцева, И.С. Царик). Подключение осязания к зрительному восприятию повышает возможность получения детьми дифференцированных представлений о предметах и ближайшем пространстве (М.И. Земцова, Н.С. Костючек, Е.Н. Подколзина, Л.И.Плаксина, Л.А. Ремезова, Л.И. Солнцева). Задержка развития дифференциации движений и активного осязания у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией значительно осложняет процесс формирования у них практических действий с предметами. В то же время, практическая деятельность, требующая обследования предметов, выявления и классификации их разнообразных свойств, является основным условием развития осязания как средства компенсации зрительной недостаточности у детей данной категории.

На основании представленных в литературе данных, мы пришли к выводу, что усиление роли осязания в компенсации зрительной недостаточности возможно лишь в процессе систематической коррекционной работы, направленной на формирование у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией: знаний о возможностях осязания в познании окружающей действительности; специальных приемов и способов деятельности на основе тактильно-двигательных ощущений; умений использовать усвоенные навыки в специфических для данного возраста видах деятельности.

Во второй главе «Особенности развития осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией» представлены методика изучения и особенности осязания, мелкой моторики дошкольников с косоглазием и амблиопией в возрасте 3-х лет, умения использовать ими тактильно-кинестетическую чувствительность в практической деятельности.

Теоретическими основами констатирующего эксперимента являлись диагностические методики, разработанные Л.А. Венгером, С.Д. Забрамной, А.Р. Лурия, Н.И. Озерецким, Л.И. Плаксиной, Л.А.Ремезовой, З.А. Репиной, Е.А. Стребелевой, Н.М. Трубниковой. Для его проведения мы отобрали задания, соответствующие характеру констатируемых данных с их дальнейшей адаптацией и модификацией в соответствии с возрастом обследуемых детей и цели нашего исследования. Всего было проведено четыре серии заданий. Каждому ребенку предлагалось 18 заданий, включающих 89 проб. Всего было проанализировано выполнение 3560 проб и 9600 экспериментальных данных, отражающих характер выполнения проб.

Первая серия заданий направлена на изучение особенностей мелкой моторики детей, как фактора готовности руки к осязательному восприятию, в процессе пальчиковых игр и действий с мелкими предметами. Она включала в себя три задания, предполагающих изучение особенностей кинестетической, кинетической основы организации движений пальцев, действий с мелкими предметами (ручной умелости, быстроты манипуляций с предметами).

Во второй серии заданий изучались особенности восприятия качеств поверхностей предметов и умения самостоятельно использовать осязание как средство восполнения нарушенного зрения. Предполагалось выполнение двух заданий, целью которых было: изучение особенностей действий идентификации при распознавании качеств различных поверхностей; выявление особенностей действий по соотнесению качества поверхности с предъявляемым эталоном в процессе группировки.

Третья серия заданий направлена на изучение особенностей осязательного обследования и восприятия формы, величины, конфигурации предметов. Она включала пять заданий, каждое из которых выполнялось в двух вариантах – идентификация (сличение) формы объекта (величины, конфигурации предмета): в 1 варианте – осязательным способом при предъявлении образца для зрительного восприятия; во 2 варианте – зрительным способом при предъявлении образца для тактильного восприятия. Целью заданий было: изучение возможности детей воспринимать и идентифицировать форму плоскостных геометрических фигур одинаковой величины и цвета; изучение возможности детей воспринимать и идентифицировать форму объемных тел одинаковой величины, цвета, фактуры; изучение возможности находить образцы (плоскостные геометрические фигуры), идентичные по величине; изучение возможности находить объемные тела, по величине соответствующие образцу; изучение возможности выделения системы признаков в процессе обследования и сличения предметов, хорошо знакомых детям.

Четвертая серия заключалась в изучении особенностей использования тактильно-двигательных ощущений в процессе продуктивной, игровой и бытовой деятельности и включала восемь заданий, целью которых было: изучение особенностей конструктивных действий детей при создании плоскостных изображений из геометрических фигур; изучение особенностей конструктивных действий детей при создании объемных построек из строительного материала; определение состояния зрительно-моторной координации, согласования двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, сформированность формообразующих движений руки при выполнении графических проб; изучение способности согласовывать свои действия с внешним пространством в рабочей зоне на расстоянии вытянутой руки ребенка, особенности зрительно-моторной координации при прохождении лабиринта; изучение способности согласовывать свои действия с внешним пространством при обведении предметного рисунка по контуру, особенностей зрительно-моторной координации, характера движений кисти руки; изучение особенностей использования осязания в процессе игровой деятельности; определение степени сформированности предметных действий детей, умения использовать осязание в процессе бытовой деятельности при застегивании и расстегивании пуговиц.

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать ряд важных выводов.

1. У детей с косоглазием и амблиопией младшего дошкольного возраста хуже развита мелкая моторика в сравнении с нормой. Это выражается в скованности движений, нарушении произвольной регуляции мышечного тонуса руки, нескоординированности движений. Ориентировка в расположении предметов в пространстве, оценка их качества снижена, что затрудняет возможность планировать захват предмета и действия с ним. Трудности в выполнении движений в условиях монокулярного зрения обусловлены рассогласованием в работе кинетической, кинестетической и зрительно-пространственной афферентации. Двигательная недостаточность возрастает при выполнении детьми сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, пространственно-временная организация двигательного акта.

2. Сенсорно-перцептивная деятельность у детей с монокулярным характером зрения значительно снижена по сравнению с нормально видящими сверстниками, затруднено обнаружение соответствия объектов при помощи зрительного ориентировочного действия. При определении свойств и качеств предметов дети с косоглазием и амблиопией применяют зрительное соотнесение, не используя руку как средство компенсации нарушений зрения, что ведет к ошибкам восприятия.

3. В связи со снижением чувственного опыта и анализирующего восприятия, представления о предметах у детей с нарушениями зрения сформированы недостаточно полно. Компенсаторное же включение осязательного восприятия в процесс познания у дошкольников с косоглазием и амблиопией требует специально организованной целенаправленной коррекционной помощи, направленной на овладение приемами осязательного обследования предметов, развитие взаимосвязи осязания и зрения, умения сопоставлять ощущения, получаемые посредством этих сенсорных модальностей, что является необходимой предпосылкой получения детьми данной категории обобщенного образа предмета. Становление дифференцированных обследовательских движений двумя руками при нарушении бинокулярного зрения крайне затруднено. Мономануальное обследование объектов не позволяет выделить в объекте необходимую для получения адекватного образа систему признаков.

4. Недостаточная связь зрительных и мануальных обследовательских действий, нарушение зрительно-моторной координации у детей со зрительной патологией, отсутствие осязательного контроля и коррекции действий, неустойчивое разделение двигательных функций обеих рук вызывают трудности овладения исполнительской стороной предметного действия, осложняют выработку двигательного навыка. Усиленный зрительный контроль за движениями в процессе деятельности ведет к большей напряженности, скованности, затруднению согласованной работы обеих рук. Снижение остроты зрения осложняет видение объектов; монокулярный характер зрения, нарушение глазодвигательных функций глаза при косоглазии затрудняют определение расстояния, направления, глубины пространства, зрительно-двигательную ориентацию. Это является причиной снижения точности, ловкости движений при оперировании предметами, умения менять направление, амплитуду, скорость движения руки в соответствии с заданными условиями.

Качественный анализ экспериментальных данных позволил объединить детей в четыре подгруппы с учетом особенностей мелкой моторики, осязательного восприятия, умения выполнять действия с предметами на основе тактильной и суставно-двигательной чувствительности (рис. 1).

Дети, входящие в первую подгруппу (5% – с нарушениями зрения, 45% – без зрительной патологии) легко справляются со всеми заданиями. У них хорошо развита мелкая моторика, обследовательские действия при восприятии предметов активны, развернуты, целенаправленны и последовательны, отмечается скоординированность, содружественность движений обеих рук, умение использовать сенсорные признаки предметов в деятельности.

 

Рис.1. Количественное распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития и особенностями осязания и мелкой моторики

 

Рис.1. Количественное распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития и особенностями осязания и мелкой моторики

 

У детей второй подгруппы (20% – с нарушениями зрения, 35% – без зрительной патологии) представления о предметах сформированы недостаточно полно. Отмечаются затруднения в определении свойств и качеств предметов, осязательное обследование предметов используют частично. Основной причиной трудностей выполнения предметных действий является недостаточная сформированность двигательных компонентов, схемы предметных действий, отсутствие четких представлений о способе выполнения задания.

Детям третьей подгруппы (25% – с нарушениями зрения, 10% – без зрительной патологии) также характерны недостаточно полные и дифференцированные представления о предметах. Затруднения в выполнении предметных действий в большей мере, чем у детей второй подгруппы, обусловлены низким уровнем развития мелкой моторики. Дети не стремится к осязательному обследованию предметов, что осложняет выделение в них соответствующего задаче информативного признака или системы признаков, сличение выделенных признаков с заданным эталоном.

У детей четвертой подгруппы (50% – с нарушениями зрения, 10% – без зрительной патологии) представления о предметах достаточно ограничены. Отмечаются трудности кинетической и кинестетической организации движений, диффузный характер движений, сложности выполнения системы элементарных действий в процессе практической деятельности. Ощупывающие движения рук детей носят примитивный характер. Визуально не всегда замечают различия между предъявляемыми объектами, а осязание при идентификации определенного качества в процессе деятельности не подключают. Отмечаются выраженные нарушения исполнительских компонентов действий, грубые нарушения координации, траектории движений.

Полученные результаты подтвердили необходимость осуществления коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией, позволили определить ее содержание для детей разных подгрупп по каждому из направлений.

В третьей главе «Коррекционная работа по развитию осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией» представлены организация, методика, а также результаты формирующего этапа экспериментального исследования.

Анализ теоретических источников, проведенный констатирующий эксперимент позволили выявить особенности осязания и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией, уточнить направления и содержание коррекционной работы по преодолению имеющихся у детей трудностей ориентировки в предметном мире, обусловленных неполноценным зрением. Для систематизации коррекционной работы нами было разработано содержание программы «Развитие осязания и мелкой моторики младших дошкольников с косоглазием и амблиопией».

Целью программы является формирование у младших дошкольников с нарушениями зрения представлений о предметах окружающего мира и компенсаторных способов оперирования ими на основе тактильно-двигательных ощущений.

Исходя из того положения, что процесс компенсации имеет свою логическую последовательность и особое содержание на каждой из его стадий, программа включает в себя пять разделов, каждый из которых отражает определенное направление коррекционной работы (табл. 1).

Анализ психолого-педагогических исследований, касающихся характеристики основных составляющих компонентов осязания и мелкой моторики, а также выявленные в ходе констатирующего эксперимента сложности использования осязания в процессе восприятия предметов и действий с ними, позволили уточнить и конкретизировать содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики по каждому направлению (табл. 1).

На сновании современных тифлопедагогических воззрений на компенсацию нарушений зрения как на систему педагогических воздействий развитие ребенка на коррекционных, общеобразовательных занятиях и в самостоятельной деятельности детей (Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Б.К. Тупоногов), были определены основные формы коррекционной работы:

1 коррекционное занятие – а) как самостоятельное занятие по развитию осязания и мелкой моторики; б) как часть коррекционных занятий: по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке;

2 коррекционная направленность общеобразовательных занятий;

3 коррекционная работа в процессе самостоятельной деятельности детей (под управлением взрослым).

Предполагались подгрупповая и индивидуальная формы организации коррекционной работы. Подгрупповые коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики проводились один раз в неделю. Структура подгруппового коррекционного занятия включала 4 части, каждая из которых соответствовала направлениям коррекционной работы, указанным в программе. Распределение программного материала по разделам позволило определять задачи по каждому структурному компоненту занятия, исходя из особенностей развития детей каждой подгруппы.

Таблица 1

Содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

№ разделов прогр. Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы
1. Развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов 1) Формирование знаний о строении и возможностях рук. 2) Развитие моторики руки. 
2. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов 1) Формирование навыков выделения эталонов формы. 2) Формирование навыков выделения эталонов величины. 3) Формирование навыков выделения сенсорных эталонов осязательных признаков предметов.
3. Формирование осязательного обследования и восприятия предметов 1) Формирование приемов и способов обследования предметов и их изображений. 2) Формирование навыков использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах. 3) Формирование приемов дифференцирования различных признаков и свойств предметов. 4) Формирование навыков ориентировки на микроплоскости с помощью осязания. 5) Формирование представлений о человеке посредством осязания. 6) Формирование навыков использования осязания при знакомстве и общении с человеком.
4. Формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности 1) Формирование навыков использования осязания в процессе конструирования. 2) Формирование навыков использования осязания в процессе лепки. 3) Формирование навыков использования осязания в процессе аппликации. 4) Формирование навыков использования осязания в процессе рисования.
5. Формирование умений использовать осязание в процессе игровой и бытовой деятельности 1) Формирование умений использовать осязание в процессе игр и упражнений: с предметами и игрушками; с палочками; с использованием крупной мозаики; с бумагой; с нитями (шнурами); с мелкими предметами (камешки, крупа, бусы и т.п.). 2) Формирование умений использовать осязание в бытовой деятельности (самообслуживание).

 

Индивидуальные занятия по развитию осязания и мелкой моторики имели пропедевтическую направленность и подготавливали ребенка к усвоению программного материала на подгрупповом занятии. С детьми первой подгруппы индивидуальные занятия проводились один раз в неделю, с детьми второй подгруппы – два раза в неделю, с детьми третьей подгруппы – четыре раза в неделю, с детьми четвертой подгруппы – ежедневно.

Коррекционная направленность общеобразовательных занятий была достигнута за счет: введения специальных приемов обучения с опорой на осязательное восприятие; использования специальных пособий для бисенсорного (осязание и зрение) восприятия, тренажеров; реализации специальных способов деятельности на основе тактильно-двигательных ощущений; осуществления индивидуального и дифференцированного подходов к детям при изучении программного материала в зависимости от уровня развития мелкой моторики, зрительного и осязательного восприятия.

Коррекционная работа в процессе самостоятельной деятельности детей позволяла повторять и закреплять усвоенный ими на занятиях материал в разных системах связей, в различных условиях: в игровой, продуктивной и бытовой деятельности. При этом учитывались интересы и возможности каждого ребенка, подбирались необходимые игры, пособия, тренажеры.

Нами разработана методика работы по каждому из заявленных в программе направлений, описаны специальные приемы и средства развития осязания и мелкой моторики, требования к организации коррекционно-развивающей среды.

Для выявления эффективности коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с нарушениями зрения нами был проведен контрольный эксперимент. В нем приняли участие 40 детей с косоглазием и амблиопией: 20 детей составили экспериментальную группу (ЭГ) и обучались по разработанной нами программе в течение одного года, 20 детей обучались в условиях традиционной коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики, которая предполагала использование специальных упражнений в структуре занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке. Они составили контрольную группу (КГ). Для статистического доказательства идентичности обеих групп на начало исследования и сравнительного анализа результатов исследования после экспериментального обучения полученные результаты были исследованы методами математической статистики с использованием непараметрического критерия Фишера сравнения процентных долей. Для анализа окончательных результатов экспериментов в группах нами учитывался усредненный показатель по каждой группе испытуемых и по каждой серии заданий. Выявлено, по каким параметрам изменения являются существенными (на уровне значимости p<0,05), а по каким параметрам значимых различий (до и после формирующего эксперимента) не произошло. Результаты приращений показателей по обследуемым параметрам, отражающие различия между величинами значений констатирующего и контрольного экспериментов в ЭГ и КГ и определяющие динамику развития осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с нарушениями зрения, представлены на рис. 2.

После экспериментального обучения у детей ЭГ наблюдаются значимые положительные изменения уровня мелкой моторики по результатам выполнения всех заданий. Значимо увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень, и уменьшилось количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики. Разница в показателях по сравнению с КГ составляет 13,5% для низкого уровня, и 21,2% – для высокого.

Значительно возросло умение воспринимать качество поверхности предметов: дети, наряду со зрительным обследованием, активно подключают осязание в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Отмечается значимая разница с КГ как на низком, так и на высоком уровнях, и составляет 27,5% и 32,5% соответственно.

Рис. 2. Сравнительные результаты приращений в экспериментальной и контрольной группах (различия между величинами значений констатирующего и контрольного экспериментов)

 

Рис. 2. Сравнительные результаты приращений в экспериментальной и контрольной группах (различия между величинами значений констатирующего и контрольного экспериментов)

 

Рис. 2. Сравнительные результаты приращений в экспериментальной и контрольной группах (различия между величинами значений констатирующего и контрольного экспериментов). Параметры 1 - мелкая моторика; 2 - восприятие качеств поверхности предметов; 3- осязательное обследование и восприятие формы, величины, конфигурации предметов; 4 - использование осязания в процессе продуктивной, игровой и бытовой деятельности.

 

Обучение детей способам осязательного обследования сенсорных признаков предметов, выполнение упражнений в условиях зрительно-осязательного, осязательно-зрительного, осязательно-осязательного восприятия способствовало повышению качества анализа формы, величины, системы признаков в процессе обследования, восприятия и сличения. Хотя различия в показателях ЭГ и КГ не являются значимыми, однако приращение в ЭГ для низкого уровня составило – 43%, а для высокого 25%. Между тем, необходимо обратить внимание на то, что дети ЭК и КГ продолжают испытывать трудности при идентификации величины объемных тел.

В ЭГ после проведения коррекционной работы имела место статистически значимая тенденция к улучшению показателей по всем заданиям, предполагающим использование тактильных и суставно-двигательных ощущений в процессе игровой, бытовой и продуктивной деятельности. Разница приращений в ЭГ и КГ по низкому уровню составляет 29,5%, по высокому – 24,5%.

Таким образом, статистически доказано, что в ЭГ после проведения эксперимента наблюдается более выраженное улучшение в развитии осязания и мелкой моторики по большинству обследуемых параметров, умении детей использовать тактильно-двигательные ощущения, как средство преодоления зрительной недостаточности, в практической деятельности, что подтверждает эффективность экспериментальной программы.

В заключении дается теоретическое обобщение результатов исследования, формулируются основные выводы:

1. В результате теоретического анализа изучаемой проблемы установлена возможность преодоления нарушений в развитии детей, обусловленных нарушенным зрением, путем усиления роли осязания в процессе познания и практической деятельности. Выделены необходимые условия развития компенсаторных процессов на основе использования осязания: готовность руки к осязательному обследованию предметов как двигательно-кинестетическая основа осязания, накопление сенсорного опыта посредством осязания, формирование дифференцированных представлений о предметах посредством осязания в практической деятельности. При этом уточнена роль мелкой моторики в осуществлении осязательного восприятия и выполнении действий с предметами.

2. Проведенный констатирующий эксперимент выявил следующее: трудности в выполнении движений в условиях монокулярного зрения обусловлены рассогласованием в работе кинетической, кинестетической и зрительно-пространственной афферентации, нарушением пространственно-временной организация двигательного акта; несмотря на трудности определения свойств и качеств предметов при помощи зрительного ориентировочного действия, дети с косоглазием и амблиопией не используют руку как средство компенсации зрительной недостаточности, а компенсаторные механизмы на основе использования осязания, обеспечивающие адекватное отражение сенсорных характеристик предмета и движение руки в процессе оперирования им, у них не выработаны.

3. Коррекционная работы по развитию осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности включает следующие направления: развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов; формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов; формирование осязательного обследования и восприятия предметов; формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности; формирование умений использовать осязание в процессе игровой и бытовой деятельности.

4. Теоретический анализ литературы и полученные результаты эксперимента позволили разработать содержание, формы и методику коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией, осуществить подбор средств и приемов, активизирующих формирование компенсаторных процессов посредством осязания у данной категории детей.

5. Экспериментальная апробация программы «Развитие осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией» позволяет говорить об эффективности разработанных педагогических мероприятий. Это проявляется в существенном улучшении у детей ЭГ показателей развития мелкой моторики, овладении детьми специальными способами выполнения действий с предметами, активным включением осязания в процесс ориентировочной и исполнительской деятельности.

В целом проведенное исследование позволяет вести речь о том, что направленность коррекционной работы на подготовку руки к осязательному обследованию предметов, формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов, осязательного обследования и восприятия предметов, навыков и умений использования осязания в процессе продуктивной игровой и бытовой деятельности способствовала не только развитию осязания и мелкой моторики у младших дошкольников с косоглазием и амблиопией, но и позволило преодолеть последствия зрительной недостаточности за счет формирования компенсаторных способов ориентации в предметном мире.

Однако настоящее исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Дальнейшие исследования могут развиваться в направлениях выявления путей компенсации зрительной недостаточности посредством осязания и мелкой моторики у детей с парциальными нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.

 

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

 

Статья в рецензируемом научном издании, включенном в реестр ВАК МОиН РФ:

  1. Осипова, Л.Б. Педагоги, родители и ребенок с нарушенным зрением: некоторые аспекты взаимодействия / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2005. - № 15. – с. 146-150. (0,4 / 0,3 п.л.)

Статья в международном сборнике:

  1. Осипова, Л.Б. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов при организации занятий по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста / Л.Б. Осипова // Соцiально-психологiчнi проблеми тифлопедагогiки. Збiрник наукових праць: Матерiали Першого Всеукраiнського з¢iзду тифлопедагогiв (4-5 травня 2006 року, м. Харкiв). – Х., 2006. – Випуск 6. – Ч. 2. – 147 с. – с. 75-84. (0,3 п.л.)

Статьи в других научных изданиях:

  1. Осипова, Л.Б. Основные моменты взаимодействия тифлопедагога и родителей, воспитывающих дошкольников с косоглазием и амблиопией / Л.Б.Осипова // Актуальные проблемы семейного воспитания детей-инвалидов : Материалы международной научно-практической конференции 27-29 ноября 2007 года: сборник научных статей. – Орел : Типография ОГУ, 2007. – с. 140-144. (0,21 п.л.)
  2. Осипова, Л.Б. Особенности предметно-практических действий детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе конструирования / Л.Б. Осипова // Инклюзивное образование: опыт и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции 14-17 ноября 2008 года / Саратов : ИЦ «Наука», 2009. – с. 224-236. (0,34 п.л.)
  3. Осипова, Л.Б. Организация и содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики младших дошкольников с нарушениями зрения / Л.Б. Осипова // Современность и пути развития специального образования – ч. 4 : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – с. 34 - 42 (0,3 п.л.)
  4. Осипова, Л.Б. Организация коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения в условиях интегрированного обучения / Л.Б. Осипова // Интегрированное обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья : теоретические основания и практические аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 2009 года. В 3 частях. Часть 2. – Челябинск : Цицеро, 2009. – с. 294-299. (0,21 п.л.)
  5. Осипова, Л.Б. К проблеме диагностики предметно-практических действий детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией / Л.Б.Осипова // Диагностика как основа индивидуально-дифференцированного обучения детей с особыми образовательными потребностями: Материалы второй научно-практической конференции – Челябинск : Цицеро, 2006. – с. 27-31. (0,16 п.л.)
  6. Осипова, Л.Б. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов при организации коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения / Л.Б. Осипова // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ за 2005 год. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2006. – с. 115-119. (0,3 п.л.)

Методические пособия:

  1. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова – Челябинск : «Букватор», 2006. – 113 с. (5,2 печ. л./ 3,9)
  2. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения: Методические рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск : РЕКПОЛ, 2009. – 218 с. (35,6 п.л. / 26,7)
  3. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова – Челябинск : Цицеро, 2009. – 96 с. (5,58 печ.л. / 2,79)

 

Подписано в печать 26.04.10. Формат 60 ´ 84/16. Бумага для множ. ап. Печать на ризографе. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 120 экз. Заказ_______.

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Отдел множительной техники. 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

 

Источник: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=94

Роль развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения