zmxn.ru

Телепередачи
28.01.2015, 20:32

Больницы где помогут бросить курить

Вегето-сосудистая дистония (ВСД или нейроциркуляторная дистония) – это патологическое состояние, срыв компенсаторной деятельности вегетативной нервной системы. Возможно, это самый частый диагноз, который ставится врачами и.

Как называется отложение липофусцина на роговице

Остеохондроз Просмотров: 2800 Комментариев: 23
Родителям детей нашей Отчизны
Дорогие друзья! Здравствуйте!
Окончательно мысль написать обращение к родителям подрастающих детей вызрела после одной встречи, вызвавшей боль в сердце. Председатель детского фонда большого города в своем усердии помочь одной семье попросил нас встретиться с ней. Молоденькие родители и молодые дедушка с бабушкой ухаживают за ребенком инвалидом, пострадавшим во время своего рождения от безграмотности и бессердечности работников родильного дома: выдавливая его из живота матери в течении 40 минут, мальчику нанесли переломы костей головы и другие тяжелейшие травмы многих органов. Нам давно уже понятно, почему так много детишек страдает из-за слабой родовой деятельности. Как человек, много лет посвятивший миру дошкольного воспитания, с уверенностью говорю, что из наших слабых мальчиков и слабеньких девочек вырастают слабые папы и мамы, и у них рождаются еще более слабенькие детишки. Без отцов выросли многие дети послевоенного времени, а тенденции к разводам еще более усугубили ситуацию. Героические песни (былины), сохранившие весть о реальных героях, и поднимавшие мужское природное начало на должный уровень, не пополняются реалией. Женщины, по природе своей сильны именно в служении мужскому началу. Но так случилось, что в семьях, в садах и школах детей воспитывает много одиноких женщин, которые своим мироощущением определяют жизненные ориентиры так же одиноко подрастающего человека. Инфантилизм мальчиков, юношей из-за женского воспитания и есть причина наркомании, алкоголизма, искаженной ориентации. Это уже инволюция!
В возрасте с 6 недель плода в лоне матери, когда уже сформированы все органы восприятия и после рождения ребенка до его 5-ти лет через образное чувствование им внутреннего состояния окружающих в его сознании формируются основы мировоззрения. Существующий принцип конкретно-предметных взаимоотношений в обществе заштриховывает природное восприятие Мира, глушится восприятия энергетики формо-образов через слух-зрение, отголоски которого каждый из нас на своем уровне воспринимает как интуицию или фантазии.
Уже в садах, и, тем более, в школах и в ВУЗах с помощью существующей жестокой оценочной системы в основном тренируется память человека, на канву которой нанизываются определенные знания и расставляются приоритеты во взаимоотношениях людей: сильный за счет бессильного. В мире, в котором на первом месте материальное благополучие, а не фактор природы человека - это замкнутый круг, в котором трудно увидеть, что глубинная причина забастовок учителей не в недостатке денег, а в том, что именно внутренняя система школ и даже садов является моделью государственной системы. Это Природа ставит перед представителями системы Образования зеркало: посмотрите, какой образ человека вы родили. Лично я об этом задумалась в 1986 году в одной из больниц Луганска, когда чуть не попрощалась с жизнью из-за бездушности молодых ее сотрудниц. Я тогда подумала, что эти девочки - воспитанницы таких же садов-близнецов, в которых я работала воспитателем, заведующей. Позже я узнала, что Учитель Иванов говорил: «Наше окружение – наши заслуги».
Ну, как тут смотреть на умиление районного руководства, дарящего по примеру государственных лидеров на 1 сентября детям всей школы, не отапливающейся в зимнее время вот уже 6 лет, 2 мяча, а одной девочке инвалидке – компьютер. Острейшим образом стоит вопрос о сохранении нашего генофонда, а педагоги и родители спиной стоят к тем существующим силам в Природе, которые способны дать здоровье всем детям. А ведь каждый педагог, делая свой выбор, понимает он это или нет, но берет на себя ответственность за судьбы многих людей, а все вместе – за судьбу своей нации. В Природе существует такое явление как резонанс, и в общении педагогов с детьми главное не информация, а внутренняя состоятельность наставника, мотивация его поступков. У героев Отечества наставниками были герои! А кто был наставниками всех плохишей?
Природа - наша Мать, обладающая всеми прекрасным качествами, одно из которых - явление резонанса, и нужно в первую очередь доверить ей как Матери человечества здоровье более сильных детей, потому что именно они тянут за собой ослабевших и малых, и старых. Абсолютная сила, в которой может вызреть как личность каждый отдельный человек, есть общество, и система Образования как система общественного воспитания будет оправдывать себя, лишь используя имеющиеся для этого природные возможности. Если развитой нации грозит опасность, она снижает рождаемость. Так Природа подсказывает, что разговор уже давно пора вести не о повышении рождаемости или лечении болезней, а о повышения уровня здоровья каждого человека на основе повышения культуры всего народа. Именно вопрос здоровья должен стать основным вопросом национальной программы. В передовых кругах уже ведется разговор о свободе педагога, о внедрении новых методов воспитания детей и молодежи, о более быстром вхождении в жизнь школы научных открытий, о сближении научно-исследовательской работы ученого, педагога и ученика. В свое время Учитель Иванов говорил, что ученые его докажут, и мы убеждаемся, что его природная практика – это настоящая наука, не имеющая национальной принадлежности. Научные открытия, основанные на практике – величайшее богатство землян. Разве не практическая наука говорит о том, что в этом веке самым большим достоянием на планете будет здоровье человека и чистая вода? Именно путем поисков методов оздоровления человека, приемлемых для всех сфер системы Образования, пошли ученые и педагоги еще в начале 80-х годов прошлого столетия. У людей, которые идут во всю силу своего сознания по этому пути, просто крылья вырастают, и они дают эту силу и уверенность многим людям.
Еще в СССР в 1989 году была утверждена наша авторская Программа природного развития ребенка, созданная на основе оздоровительной системы П.К. Иванова. В своей основе, развиваясь и обогащаясь современнейшими научными изысканиями и практическими наработками, она могла оказать огромную помощь в укреплении здоровья детям всей нации и даже детям Мира. Это не популизм системы П.К. Иванова, которым в 90-х годах переболели многие несостоявшиеся ходоки от нее. Существуют научно обоснованные, хорошо проверенные на практике, тщательно методически разработанные методики.
Так в середине 80-х годов Ю.Г. Ивановым и Г.И. Ивановым в Самарском госпедуниверситете была открыта НИЛ (научно-исследовательская лаборатория) «Здоровье». Она имела множество экспериментальных площадок, филиалы на Украине и, под эгидой М. Акаевой, - в Киргизии, В начале 90-х годов Ю.Г. Иванов возглавил нашу лабораторию Природного оздоровления ребенка при Луганском институте последипломного образования. В 1994 году в Самарском госпедуниверситете был открыт первый в России и на планете валеологический факультет, впоследствии дважды получивший аккредитацию и лицензию. За все эти годы по инициативе и под руководством Ю.Г. Иванова нами выпущено около 70 работ, среди которых Программа природного развития ребенка, успешно внедренная на множестве экспериментальных площадок, монографии, учебные пособия, методики, документальные и учебные фильмы, авторские журналы, газеты, сотни публикаций и множество видеопередач. Имеется 200 квалификационных экспериментальных работ, которые уже являются золотым фондом нашей педагогической науки и практики. Работа факультета, авторские семинары, конференции, курсы повышения квалификации под эгидой Министерств Образования России, Украины, Белоруссии, Киргизии подготовили замечательную плеяду сторонников здорового образа жизни, активно ведущих работу во многих уголках Содружества.
Многие годы вся работа с родителями многих городов велась нами на общественных началах с помощью наших друзей. Можно привести сотни примеров, начиная с того, как в Д/У Белоруссии за 3-4 месяца закаливания у детей и у педагогов значительно снижался потенциал воздействия на организм последствий чернобыльской аварии. В наши сады г. Тольятти привозили ослабленных детей с самых разных уголков города. В классах школ России, Украины, Киргизии, где мы устанавливали парты-конторки, за которыми дети могли по собственному желанию и стоять, и сидеть, проводились уроки здоровья, оздоровительного массажа и для детей, и для родителей. Панно с изображением Богатыря, Лады Природы, выполненные художниками-профессионалами, привносили в состояние детей и учительниц высокое одухотворяющее начало.
Уже официально Министерство Образования признается о том, что основная потеря здоровья детей происходит именно в школе. Во всех учреждениях, где работа шла по нашей программе, получены замечательные результаты. Первостепенное внимание мы уделяли заботе о здоровье родителей и педагогов: показ видеопрограмм для детей и родителей, литература, консультации.
У детей, сознание которых еще открыто Небесам, Природе как Матери, совместные выходы на улицу с ведерками, полными холодной водицы, вызывают восторг. После просмотра наших видеопрограмм дети просят у родителей в сад красные ведерки и сухие трусики. Благодаря внедрению даже незначительной части оздоровительных методик за 3-4 года занятий происходили замечательные преобразования: радость и психологическая уравновешенность детей, значительное снижение заболеваемости и заметная устойчивость к эпидемиям. В 90-х годах мы провели мониторинг среди закаляющихся людей и выявили, что большинство закаляющихся взрослых и детей сняты с диспансерного учета. В классах, в которых дети обучались за партами-конторками с помощью динамических поз, уже в первый год все дети, имеющие проблемы со зрением, снимали очки, исправлялась осанка, в том числе и у детей со сколиозом значительной степени. Дети приходили из школы активные, они очень легки на подъем в различных видах деятельности, уроки стремились делать только стоя. Родители одного из классов, в котором дети 4 года обучались стоя, написали письмо на имя руководителя района с просьбой предоставить детям возможность и далее учиться за партами-конторками. Можно отметить и то, что в дальнейшем наши обливашки успешно учились, были школьными активистами, участниками всевозможных олимпиад, спортивных секций. В настоящее время самые первые из них успешно заканчивают ВУЗы.
Основа природного развития человека, главным условием которого является дружба с силами Природы как с силами Матери, родившей человека по по своему подобию, очень естественная, народная, исконно отечественная. В круговерти всех наших годовых народных праздников, каждый из них был праздником определенного всенародного дела данного времени Года. Цикл их имеет Вселенское космогоническое значение. Об этом моя следующая книга из серии «Лад Земли». Один из этих праздников в годовой цепочке преемственности событий Природы – праздник Духа Земли Лады, который знаменовался всенародным купанием. Крутящийся Вселенский поток, который мы можем увидеть на вышиванках, в резьбе – это и есть кресало, высекающее Ярь жизни. Свою силу этот Вселенский поток набирает в зимние морозы: когда наша Ладушка отдыхает под белым пухом, она в покое накаляется до самого своего ядра. И вот в переломный миг морозов-Калинников выходит Дух Небес из огненного ее лона, но уже преобразовавшись в чистейшие воды родников. Морозы эти еще называют крещенскими (от «кресало»). Некоторые родники даже закипают от этого внутреннего огня. Это очень красивый праздник Лады, праздник здоровья, которое можно получить только в Природе. Он знаменовал почитание ежедневного купания каждого человека в холодной воде (подробно о феномене закаливания в книге Ю.Г. «Учитель и ученик»). Накануне праздника в каждом селении молодежь и детвора украшали прорубь прекрасными ледяными райскими воротами, ледяными фигурами божественных Ликов. Берег у проруби украшался цветами изо льда, раскрашенного травяными отварами. И вот утром всем миром шли к Яр дару: впереди - молодцы со знаменами, потом почетнейшие старцы. Народ пел величественные гимны Природе, женщины и девицы устилали берег своими вышиванками – показывали Ладе, чем обернулись ее прошлогодние снега, напитав силой талых вод луга и поля. Набирали воду в сосуды, предназначенные для подобных торжественных событий, затем первыми купались светлейшие старцы, а юноши, девушки пели гимны и выпускали белых голубей. Гуляние разгоралось: катание на тройках с бубенцами вокруг озера, пение, игра на музыкальных инструментах. Женщины одаривали любезные сердцу семьи вышиванками, и лучшим подарком была «думочка» - вышитая подушечка. В дворах и домах водицей все окропляли, обмывали ею и поили слабых домочадцев, животинку. По заветам знахарей воду крещенскую начинают пить с лечебной целью после того, как наберут купальскую. Зимняя вода – Морена, Купальская водица – это Жива, воплотившая в красотах Земли все замыслы сестры Морены. В сказках – это живая и мертвая водица. Современные умельцы с успехом делают ее подобие с помощью специального нехитрого электроприбора.
В этом году мы будем проводить уже одиннадцатый ежегодный летний семинар для педагогов, каждый из которых по своему восходящему значению уже превращается в курсы повышения квалификации и для нас, как для их устроителей, и для наших взрослеющих слушателей. Можно, конечно, отмахнуться от эмоциональных выплесков чиновников, которые грозят подать в суд на педагогов и уволить их, если они посмеют поехать на подобный семинар. А может быть, уже самим родителям пора вступится за своих детей и вынести на суд народа мнение о чиновниках, препятствующих оздоровлению детей?
Смею сказать, что школа как система во многом превратилась в закрытое самоуничтожающееся заведение, поэтому всем миром нужно решать, каким быть нашему именно народному образованию. Отсылаю читателя к нашим предложениям родителям по формированию региональной школы самоуправления в моем докладе на августовском семинаре 2005 года. Именно народ должен выступать перед школой как заказчик.
У малыша, с которым мы недавно познакомились, пока очень слабенькое тельце, но ясные умные глаза. Только через становление у его родителей сознательного отношения в первую очередь к своему собственному здоровью, как к источнику сил их сына может осуществиться ему помощь. Многое в его жизни теперь будет определять культура их восприятия и трудолюбия в их учебе. С помощью Учителя Иванова мы сами отыскиваем знания, которые не дополучили в детстве и юности. Теперь, укрепляя свое здоровье, делимся опытом. Рождение в Природе алгоритма ранее небывалой именно педагогической помощи родителям в укреплении собственного здоровья для укрепления здоровья детей – очень важное дело.
Во время встречи с мамой, полной веры и оптимизма, я вспоминала своих воспитанников. Судя по тем знаниями, которыми обладаю теперь благодаря П.К. Иванову и Ю.Г. Иванову и личному опыту, глубоко осознаю, в каком долгу взрослые перед детьми, скованными установками неживой программы. Но сочувствую я обеим сторонам. Если бы педагоги и родители знали, сколь состояние их личного здоровья определяется степенью природности данных ими установок и знаний, они были бы и смелее, и ответственнее в том, чем питают детей! А пока мало кто осознает это в своих жалобах на головные боли, боли в сердце, в суставах и на все другие недуги.
Куда разбросала судьба вас, воспитанников детсада № 19 г. Луганска Сережу Болдырева, Светочку Лутовинову, Андрея, Мишу и Сашу Коваленко, Галочку Носову и многих других? Здоровы ли и счастливы вы, ваши родители и ваши дети? Хорошо ли с вами окружающим вас людям? Знаю, что если так сильно вспоминаю вас я, значит, и вы вспоминаете меня. А как сложилась судьба у вас, красивые девочки-подружки Галя Сбытова, Жанна Колесник и другие ребята из 5 СШ г. Невинномысска и СШ № 13 г. Луганска 60-х годов? Знаю, что многие из вас нуждаются в помощи. Хотелось бы так же помочь своим коллегам расцвести в своем здоровье, а с этим - повернуться любящим ликом к своим воспитанникам.
Восходить, возвышать, воспитать – слова естественно высокого понятия, и фраза «Дети – наше будущее» означает, что мы сможем воплотиться в следующей жизни в условиях нами же созданными. Вот почему нужно стремиться всему нашему народу, чтобы состояние родной Отчизны было духовно возвышающим человека. Фараоны оставляли свое материализованное подобие, энергетически подкрепляя его мощью золота, чтобы неизменными остались условия, в которых через века они могли бы воплотиться на своей родине. Ясуня же Русь жива Духом Светлым, преумножаемым народом, и именно этим живительным нектаром Природы воспитаются дети! Этим и богата преемственность поколений. Благодаря Иванову наш народ окружается природными знаниями, и уходит с нашей Ладушки жадность, страх и безысходность, а наше благородное коллективное устремление за Духом Светлым возводит нас к исконным началам здоровья - к Совести, Разуму и Любви!
В течении последнего года у нас произошло много замечательных встреч с работниками Министерства Образования и Академии педнаук Украины, с известными, педагогами и деятелями Культуры Украины и России, с ректорами нескольких университетов и их помощниками, с педагогами, поднимающимися по ступенькам Школы природного самосовершенствования человека. Моральная согласованность есть, мы думаем о программе взаимодействия нашей Школы природного самосовершенствования человека с различными структурами системы Образования и Культуры. Знаем, что существует множество замечательных фондов, которые готовы включиться в подобную благородную работу, и надеемся на их отклик. Наш народ всегда любил объединяться вокруг животворящих идей, и в настоящее время в народе энергетически созревает востребованность именно на свою национальную систему духовного и физического оздоровления человека, которая могла бы стать наднациональной идеей. Откроем же Природу детям!
Дорогие друзья! Ждем ваших реалистичных предложений.
Антонина Иванова
13 февраля 2006 года
Вниманию наших друзей предлагается фрагмент из будущего сборника утренников, постановка которых осуществлялась в различных учреждениях.
1997год
Областной фонд «Взрослые детям Чернобыля»
СДДУ «Незабудка»
ОЙ, ЛИ, ДЕВИЦЫ-КРАСАВИЦЫ!

Этот сценарий - итоговая работа за небольшой отрезок времени в санатории Луганского областного фонда «Взрослые детям Чернобыля». Своей целью мы ставили знакомство педагогов и медработников СДДУ «Незабудка» с одухотворяющими принципами и методами природного развития ребёнка. Успех могли обеспечить осознание педагогами умысла древних традиций и их места в современном образовательном процессе, а так же применение природных методов оздоровления. Лечение болезни не главное для ребёнка, потому что любое недомогание является следствием слабости духа окружающих людей, т.е. социума, в котором он зачат и в котором он развивается. Особенную опасность представляет то, что дети свое болезненное положение считают привилегией. Одухотворение общей канвы пребывания детей и в санатории, и в любом другом детском учреждении как в школе здорового и красивого образа жизни может оставить в душе ребёнка светлый и созидательный след для его дальнейшего здорового творческого взросления. Мы смогли убедиться, что наш подход к воспитанию детей и их оздоровлению способен зародить в детских душах мечты о собственном совершенстве и стремление к достижению главной жизненной цели ¬- обретению здоровья.
Сценарий строился на основании встреч с детьми и представляется таким, каким он мыслился нами в свое время. В приложении к этому сценарию предлагаются и фрагменты повседневной работы с детьми. Заинтересованное отношение взрослых к тематике, основанное на собственном жизненном опыте, выражение личной симпатии к собеседникам озаряют мысль и настроение детей, оставляют в памяти свет сотворчества.
Герои: Зима и Весна как ведущие празднества, коники.
Зал. На центральной стене панно, на котором Солнце, облака, капли дождя, берёзки, ранние цветы, летящие журавли. В зале выставка шитья и вышиванок педагогов, родителей, детей.
Сюжетная линия. Дети ведут сказ о явлениях Природы, и о взаимодействии Природы и человека. Ведущие знакомят родителей и гостей с природным умыслом народных традиций, с рукоделием. Героини совместно ведут всю канву празднества, поддерживая её в русле душевных побуждений детей и гостей, стимулируя к ответам на вопросы, которые им самим очень интересны и дороги.
Преставление
Зима и Весна у дверей держат два вышитых рушника воротцами.
Под музыку через эти воротца втекают дети в народных костюмах, приветствуют гостей, поют весеннюю песню и рассаживаются.
Зима. Вот гостям снежинки, а на них от Зимы к Весне вестинки. Предлагаем гостям вспомнить народные весенние приметы.
Раздаёт «снежинки» с приметами, дети читают, дополняют.
Зима: Чтоб пришла дружная Весна, её нужно всем миром дружно кликать!
Все: Благослови, Лада,
Ой, Земля - Лада,
Зиму провожати,
Весну закликати!
Дети.
- Приди к нам, Весна, со радостью,
- Со великою к нам со милостью!
- С рожью зернистой, с пшеничкой золотистой!
- С овсом кудрявым, с ячменем усатым!
- Дай, Весна, добрые Годы, годы добрые, хлебородные!
- Зароди жито густое, жито густое, колосистое!
- Колосистое, ядренистое!
Танец Зимы с передачей Весне своих полномочий под песню «Во саду ли, в огороде» в исполнении Н. Кадышевой. Весна дарит детям букетики вербы с подснежниками, перевязанными ленточками.
Дети. Весна Красная, долгожданная,
Где ж ты долго так бродила?
Весна. (обнимая Зиму). С Зимой снежной повстречалась, добрых сил у сестрицы Марены набиралась. Пополняются эти силы морем талых вод и вод, источаются из недр Земли в родники. Потому и зовётся моя красавица сестра Зима - Мореною.
Зима. (любуясь сестрой). И становлюсь я - Зима долгожданной Весною - Доброй Живой, Марьюшкой, а с разгаром Красного Летечка - ¬Маричкой, Купалкой!
Дети. Весна Красна,
Что ты нам принесла?
Весна. Новую чистую водицу,
Ключевую, родниковую,
А с нею - и соху, и борону,
И кобылу ворону,
Солнца клочок, соломки пучок,
Хлебушка краюшку!
Дети. Весна Красна, где ты бывала?
Весна. На Горе зимовала, огород городила,
Капусту садила, цветы заводила.
А теперь выхожу я к народу в чисто поле,
Добрыми словами благославляюсь,
Звёздами осыпаюсь, Солнцем отираюсь,
Небесами покрываюсь!
Разливаются по Земле весенние воды, и множество жизненных потоков сливаются в реку жизни здесь - в «Незабудке». Одаривает Марьюшка Землю Ладу новыми красотами, поднимаются на ней новые ростки. И расцветают по Весне и наши девицы-красавицы, просят у Матушки Природы здоровья, приговаривают: «статью статна!..»
Девочки. Я по утрам ключевой водой умываюсь, словом добрым благословляюсь, Красным Солнцем утираюсь! Статью становлюсь я статна, плечами плечиста, грудь лебедина, походка павина, лицо белое - белее снега белого, щеки алые, словно маков цвет, очи, словно звёзды ясные, брови, словно дуги-радуги, шелкова коса до пояса. А по павушке-то и славушка!
Зима. Повторим этот заговор все, и вместе мы усилим нашу общую мечту о здоровье и счастье человека!
Дети, раздав гостям памятки, побуждают взрослых поддержать их.
Весна: Какова девка, такова ей, и припевка.
Девочки с приплясыванием исполняют величальную песню.
Зима: А Зимой девчата особенно хорошеют, белеют.
Весна. Ещё большую красу девице придает всякое уменьице, чем славны были наши пра-праматушки. В славные времена нашей Лады самые пригожие девицы-мастерицы слыли ладовницами, царевнами. С ясными мыслями люди жили и звали свои края Ясуня. Светлый Дух помыслов, чаяний и дел вечен, он и поныне жив в сердцах, речах, глазах, делах наших славных женщин и девиц.
Весна. Светлая и могущественная вера в красоту человеческой души звучала в сказках великой сказительнице Арины Радионовны, передавшей их своему воспитаннику! Девичьи образы сказок А.С. Пушкина так правдивы, что актуальны и теперь. Мы сейчас все вместе вспомним прекрасные строки и убедимся, как светло становится на душе. А всё потому, что из глубин вечной человеческой памяти всплывают образы наших прамамочек, с которых они списаны.
Дети и все присутствующие.
- Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей ¬
Королевич Елисей!
- Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати забралась
И тихонько улеглась!
- Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью Землю освещает ¬
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Словно реченька журчит!
Воспитатели исполняют песню о душевности девушки, женщины.
Весна. Зимушка-сестрица Землю Ладушку снегами прибирала, я ¬Весна - цветами украшаю! Мы обе знаем, что женские заботы рождают Красавицу Любовь.
Танец Зимы, Весны и подснежников.
Зима. Которая девица хранит в душе доброту, любовь к красоте, заботится о своём здоровье, о своих близких, её Природа как наша Матушка и здоровьицем одарит, и приумножит её жизнь мудростью и радением в делах, обогатит заботами близких, окружит добрыми друзьями.
Ведущие ведут с детьми разговор, о царевне-Лягушке, которая,
если рукой поведёт, озеро раскинется, рукавом взмахнёт, лебеди поплывут! Рассуждения о том, что нужно остерегаться таких недобрых слов, которые, как костьми, людям глаза колют.
Школа вежества. Сценки о манерах поведения в семье, в обществе с добрыми словами в адрес друг друга, родителей, наставников.
Весна. А какой мудрый совет дала царевна-Лягушка, Ивану-царевичу, когда он загоревал? Ведь на самом деле она была царевной Еленой Премудрой?
Ответы. (Не горюй, Иван царевич, спать ложись - утро вечера мудренее.)
- В народе говорят так же: «Не горюй по вечорошнему, жди заутрешнего!»
Зима. Или «Утром будь счастливее, чем вчера!» Вы много дней провели здесь вместе. Вы, конечно, можете назвать таких девочек, девушек, воспитателей, которые своим настроением и поведением, обращением озаряют жизнь окружающих!
Ответы.
Весна. А может быть кто-то назовёт смелую и красивую героиню книги, фильма, которая думает подобным образом?
Ответы.
Танец лебедей, летящих по Весне на родину.
Весна. В народе образ лебедя ассоциируется с красотой, верностью. Каждое живое существо выражает частицу природы Человека, которых главное существо на Земле. Пусть в ваших движения, жестах оживёт прекрасный лебедь, а для этого поступками нужно быть похожими на царевну-Лебедь. Каждое утро и каждый вечер озарённым внутренним взором обегите округ Мира. Вспоминайте свои светлые дела, людей со светлыми лицами. Обратите внимание, что лица добрых людей привлекательнее лиц людей, пребывающих в недовольстве! Будьте сами оптимистами и тянитесь к людям, стремящимся к душевному покою, радостному содружеству!
Зима. Своё утро ясное уготовить нужно. Помните, как сказочная Утренняя Зорюшка Солнышко-братца своего милого утром в синем море купает, а потом ему ворота в белый день открывает?
Ответ.
Весна. С сияющим ликом на белом коне скачет Световит по Небу, Новый день озаряет. А Вечерняя Зорюшка ворота открывает и, когда Световит проскачет, она ещё долго смотрит ему вслед. Сказка - быль, и в ней - намёк, добрым молодцам, и добрым девица намёк! Может ли эта сказка сослужить добрую службу в нашей реальной жизни?
Ответы.
Зима. Солнце - это лик человека, его деяния, день ясных трудов, поэтому в народе его имя Световит как виток Света.
Танец мальчиков-всадников, изображающий воинов Световита.
Зима. В народе моя сестра Весна зовётся Лада, Жива Лебедь. Лада рождает любовь, зовётся её дитя Лель, Ляля.
Ляля - мы говорим, теша дитя в колыбели!
Люля - мы называем саму колыбель!
Ля-ля-ля, напеваем мы в своих песнях!
Девочки с воспитателями исполняют колыбельную.
Танец девочек с ляльками-самокрутками, сшитыми совместно с педагогами.
Зима (к родителям). Эти Ляли – прообразы наших пра-праматерей, таланты которых живут в нас – их наследницах. Сказ о том, как царевна, выйдя на крылечко, просила маток-нянек помочь ей, учит нас воспринимать опыт предков, для чего следует просить своих прародителей помощи для свершения задуманного. На просьбе появляется вдохновение, во внутренней памяти всплывают умения. Про человека, наделенного какими-то талантами, говорят, что он смел и воинственен, как его дед, другой поет, как какой-то его предок, есть талантливые кузнецы, ваятели, художники, музыканты, певцы швеи, кулинары. Например, в семье Баха известны 15 поколений признанных музыкантов. Корни наших способностей и возможностей уходят в глубь веков, и нужно заботиться о своем здоровье, чтобы открыть их в себе. Почему нужно здоровье? Нужна активность, творческий и созидательный контакт с людьми, тогда будет и резонанс на подобное.
Весна (к детям) У себя дома вы поставите своих ляль в красных углах, и, как образы ваших же прамамочек, они будут помогать припоминать, как готовить пищу, как накрыть стол для родных, как пpинимать гостей.
Песня о рукоделии
Весна. Последуем обычаям доброй старины. По Весне женщины и девицы представляли свои рукоделия: одежду, вышиванки. Наставницы и воспитанницы представляют свои рукоделия, творчество своих бабушек, матерей, сестёр, рассказывают о том, у кого научились, с каких лет.Представляют одежду, сшитую своими руками или очень близкими людьми.Ведущие стимулируют, чтобы звучали похвала, одобрения, достойные усердию и красоте творений.
Зима. Глядя на это богатство, можно сказать, чему могут поучиться и наши девицы!
Ответы.
Весна. Свои танцы нам дарят дети всех концов Света нашей необъятной Земли-Ладушки.
Показ видеопрограммы «Танцы детей народов Мира».
Зима. Наш телемост продолжают девушки из "Незабудки".
Танец детей с Зимой и Весной, отражающий заклики к Природе
о расцвете её красот и щедрот!
Хоровод "Гаївочка."
Зима. С Зимних Святок до Купалы водит детвора игру "Гоpи-гоpи ясно", чтобы Солнышко катило в Гору. Чтобы и в наших краях Солнышко катило веселей, чтобы ликовала душа, снова и снова заведём "Гоpи-гоpи ясно!"
Стаpшие дети заводят с младшими детьми подвижную игpу - ручеёк "Гоpи-гоpи ясно".
Весна. Ребята, что вы можете рассказать гостям о вербохлёсте?
Ответы.
Игра «Вербохлёст».
Весна. Дорогие гости! Сегодня вы получите возможность увидеть, что здесь обогащаются знания наших воспитанников о тpадициях нашего народа, и что они получают и практические знания. Наши девицы с удовольствием учатся на pадивых хозяюшек.
Зима. Не поpа ли столы столовать да пиpы пиpовать!
Девочки накрывают на столы кушаниями, приготовленными совместно с педагогами, и приглашают к столу почётных гостей и родителей своих друзей.
- Милости пpосим калачей покушать, песен послушать!
- Hаши девицы на все pуки мастеpицы.
- И с оpехом, и с медком, чтобы всё было ладком.
Фрагменты предварительной работы
Урок 1.
О душевном спокойствии
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о том, что является главным в оздоровлении человека. Хотелось бы сначала услышать ваше мнение об этом. Напоминаю, что высказываемое любым человеком мнение всегда имеет для слушателя значение лишь в том случае, если оно основано на личном опыте.
Ответы.
Воспитатель. Наш личный опыт в оздоровлении – это природная закалка. Здоровье человека – в его нраве. Что бы вы могли рассказать о нраве человека? Как нравственный облик человека соотносится с его здоровьем, с его авторитетом в обществе, творческими успехами, счастьем?
Ответы.
Итог ответам детей.
Воспитатель. Выполняя “Детку” Учителя Иванова, мы думаем о о терпеливом отношении к действительности, о становлении душевного спокойствия. Покой оздоравливает центральную часть мозга, а значит это путь к всеобщему оздоровлению и хорошему общему развитию.
Главное в природе человека – его мысль. Если спокойное сознательное раздумие предопределяет наши дела, нам сопутствует удача. Вера в себя, в своё светлое будущее, честное отношение к окружающим помогает жить со спокойным душевным состоянием. А это - залог хорошей учёбы, возможности творить своё здоровье, взращивать свои достоинства. В формировании душевного покоя очень помогают душевне настрои. Может ли кто из вас поделиться, как ему помогли наставления Зорюшки?
Ответы.
Воспитатель. Я повторю вам наставление Зорюшки.
Озарение приходит к человеку, живущему светлой мечтой и стойкими мыслями о претворении своей мечты.
Озарённый новый день, своё светлое разумное завтра можно уготовить, осветив на вечерней Зорьке ясным проникновенным взором свои сегодняшние встречи и дела.
Завершая день, обязательно сделайте анализ своих деяний, похвалите себя за хорошее, сделайте себе наказ улучшить новое или слабое.
Непременно поблагодарите мысленно всех, кто привнёс в жизнь общества, в вашу жизнь что-то хорошее, прекрасное.
Никогда не оставляйте свою душу в грусти, печали, со слезами на ночь. Простите и себя, и других людей за нерадение, пожелайте себе, своим
родным и людям всего Мира здоровья и счастья! Тогда поутру и взор будет ясный, и в делах спорина, и новый день, что Солнышко на белом коне, проскачешь!
Запомните эти мудрые наставления, и они будут освещать вам всю вашу жизнь. Была бы мысль, а дело будет! Жизнерадостность – это великий душевный труд.
Вспомним, с какими тремя главнейшими добрыми делами советовал Учитель Иванов всегда-всегда начинать новый день, чтобы быть в добром здравии и в хорошем настроении?
Ответы. (Омыться холодной водой. Принести в дом свежей водицы.
Привести себя в порядок, и чисто прибрать в доме, начиная с постели)
Воспитатель. «Кто старается, тому и приумножается!» Давайте вспомним слова утреннего настроя и или заговора, настраивающего мысли и тело на разумный лад:
Все.. Утром я просыпаюсь, добрым словом благославляюсь, водой ключевою омываюсь,
звёздами частыми отыкаюсь, зорями ясными опоясываюсь, Красным Солнышком отираюсь, пресветлым Небом покрываюсь. Выхожу я из дверей в двери, из ворот в златы врата, в чисто поле к морю-Окиану к свет-острову Буяну. Там на море-Окияне, на свет-острове Буяне стоит высокая гора, на ней золотая лестница до самых Небес поднимается, по ней сама Мать-Природа спускается. Низко я поклонюсь и стану просить-молить: «Мать¬ Природа, дай мне моё здоровье. Помоги мне быть в добром настроении. Освети разум мой радением, разумением. Дай покой и мир мне, моей семье и всем людям на Земле!»
Теперь вы знаете, что в сказках, заговорах, рисунках и вышивках звёзды – это озарённые взоры добрых людей, зори – наши мечты, светлые мысли, Солнцем Красным утираться – это обещать быть людям Солнышком. Славно, что в ваших душах рождается отклик на его образы. За этими образами опыт жизни многих поколений. Упоминания о них, особенно со знанием их значения, побуждают жизненную энергию в организме Давайте, расскажем друг другу об ассоциациях, которые возникают у нас, когда мы произносим подобные добрые наставления, пришедшие к нам от наших прародителей.
Ответы.
Воспитатель. Многим полюбился мудрый и красивый настрой. В какие жизненные моменты он приходит на помощь?
Ответы.
Воспитатель. Повторяйте его утром, вечером, повторяйте в минуту раздумья, поиска решения, и этот настрой принесёт вам душевный покой, с которым вы получите более ясные ответы на те вопросы, которые будет ставить перед вами жизнь. Итак, запомните: кто каждое утро и каждый вечер перед сном трижды скажет эти волшебные, проверенные жизнью народа слова, будет становиться и здоровее, а значит, - счастливее. Только радение надо иметь к постоянству. Подарю я вам памятки с этим заговором (раздать листочки желающим).
Воспитатель. У сестрицы Зорюшки есть в запаснике здоровья ещё один совет. Кто трудолюбив, по-доброму относится к людям, Зимой подкармливает птиц, тот может надеяться на благословение Небес. Приближается весенний прилёт птиц, вы его подстерегайте, радостно приветствуйте возвращение странников. А как увидите летящих Весной первых журавлей, с восторгом воскликните:
Журавль, журавль,
У тебя шея колом,
А у меня не будь
Спина колесом!
Потом нужно семь раз кувыркнуться. Кол - это не сухая палка, а энергетический поток, его спиралевидное вращение, текущее в центре тела человека да и любого живого существа. Птицы летят без посадки более тысячи километров, и в народе говорят, что они несут из Вырия – Рая - вести от предков. Журавль, гусь могут крутиться в Небе и в одну, и в другую сторону благодаря гибкости шеи, позвоночника, сильных мышц всего тела и, особенно, крыльев. Кто из вас, ребята, расскажет что-то интересное из жизни перелётных птиц, о впечатлениях о них своих близких.
Ответы.
Воспитатель. Из высот Неба мы слышим курлыканье, клёканье, гомон птиц. Так они выражают свой восторг от приближающейся встречи с Родиной, с любимыми реками и озёрами. Искреннее выражение сорадости птицам, летящих в высокой высотищи, воспаряет всю сущность человека ввысь, даёт свободу дыханию и окрыляет его, поэтому открывает легкость во всех движениях и мыслях. Осенью тоже поджидайте отлёт птиц и желайте им счастливого возвращения. Любите всё, чем славна наша Родина, берегите всё, что нас окружает: чем здоровее и красивее наше окружение, тем здоровее и красивее мы – люди!
Урок 2
Об энергии мысли и явлении резонанса в Природе
Воспитатель. Сегодня мы поговорим об энергии мысли и о таком явлении, как явление резонанса. Наш Мир – это волшебный мир. Он полон чудес, их только нужно увидеть. Одним из чудес Природы есть то, что она хранит в себе всё, что в ней когда-либо происходило. Любая человеческая мысль, слово, сделанное дело – это энергия, и она существует вечно во временном пространстве. Кладезь Природы един, и каждый человек может открыть для себя те умения и таланты, которые нажиты его праотцями и праматерями. Не нужно думать, что это волшебство, это простое физическое явление.
Расскажите прекрасное, светлое, разумное, полезное всем людям в деяниях своих родителей и прародителей. Человек жив памятью людей о своих деяниях и тем, что его опыт воспринимается другими людьми.
Ответы.
Воспитатель. Постарайтесь сами примечать и ценить добре умения, прекрасные чаяния, примечайте за что человека уважают окружающие и учите себя добру.
Тепер поговорим о такоем понятии, как резонанс. Например, стремление к знаниям и к душевному сопереживанию чувствам и трудам людей, о которых ты узнаёшь, может родить в душе такие картины-воспоминания и такие переживания, будто это происходит в сей час и именно с тобой. Чувства – это энергия, постоянно генерирующая в Природе. Информационный мир насыщен мысле-образами. Корда мы думаем, слушаем других людей в нашем сознании проносяться многие тысячи образов в минуту. Их так много, что мы не успеваем сосредоточиться на них. Оптимистичное настроение помогает рождению светлых образов, а с этим – крепости здоровья, сил для осущесвления замыслов.
Вся окружающая нас середа – это энергоинформационное поле. Знайте, что оно полнится не только светлыми мысле-образами, но и негативной образной и словестной информацией, и она по-своему влияет на настроения и поступки людей. Помните о том, что мы резонируем на подобное. Помните о генерировании энергии как прекрасных чувств, так и негативних страстей и эмоций. Стремитесь сохранять свои сердца для чувств прекрасных и созидательных, и тогда вы будете встречать замечательных людей и ваши совместные побуждения будут прекрасны.
Давайте, поговорим, что в повседневной жизни нужно всё же опускать как не созидательное.
Ответы.
Воспитатель. Передо мной отроки, вступающие на порог юности. Желаю расти вам разумными, мужетвенными. Передо мной девочки, вступающие на порог своего девичесва. Желаю вам освоить множетво мудр, и тогда вы будете любезны многим людям.
Урок 3
О весенних заботах
Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о культуре нашего народа, о наших традициях. Мы будем говорить не просто о культурних традициях нашего народа. Мы попробуем понять умысел некоторых древних традиций, чтобы сделать нашу современную жизнь осмысленней и плодотворней. Уверяю вас, что после сегодняшней беседы вам будет, о чём рассказать своим родным.
Культурный человек - это человек, понимающий и любящий свое Отечество. Отечество сильно своим народом и его традициями. Что такое традиции? Можно сказать, что это любимые народом обычаи, которые ведут человека по жизни и красят ее. Среди вас много ребят из сельской местности, да и городскому человеку знаком труд на Земле по дачным участкам. Какие красивые и полезные обычаи ведомы в ваших семьях, в вашем личном опыте?
Ответы.
Обряды предков, связанные с весенними событиями, очень красивы и примечательны. В природе человека есть такие качества, как слух-зрение или зрение-слух, и необходимо учиться развивать в себе это богатсво, данное нам Природой как нашей Матерью. Человек может представить только знакомое ему, и так как в нашем существе живёт память наших предков, мы с успехом можем представить именно то, что с ними происходило, как-будто это происходит с нами. Кровь – носительница наследия. Вы слушайте мой рассказ, смотрите вдаль веков и представляйте себя, своих близких и друзей в тех ситуациях, о которых я вам буду ведать. Не волнуйтесь, если сразу трудно будет что-либо представить. И характер, и жизненный опыт у вас разный, и привычка внемлить слову другого человека тоже разная, поэтому и ощущения будут разные. Но колектив – большое дело! Каждый из нас будет находиться в поле общего внимания, общих чувств.
Итак, поведаем о Весне. Слово «Весна» означает «вести» о новинках. Вот я и достаю из шкатулки Весты один их её заветов. Весной всё вновь: начинается новый круг событий, Природой открываются новые силы, нас ждут новые дела, которые мы намечтали. Что такое весеннее равноденствие, и когда происходит?
Ответы.
Воспитатель. Весеннее равноденствие с 18 по 25 марта - время, когда Солнце начинает катиться в самую гору событий Года, поэтому это время называется Красной Горкой. Новое нужно намыслить, приготовить его и встретить празднично. В старину весь мир так готовился к этому дню, что Природа как Щедрыня ознаменовала его подарками. Расскажите, что вы знаете о весенних заботах, когда начинаются помыслы о них, и как они реализуются.
Ответы.
Воспитатель. Тепер я дополню ваши рассказы, а главное, расскажу об умысле весенних хлопот наших предков, и это поможет вам быть активними учасниками в трудах своих семей. Все годичные славянские праздники связаны с почитанием воды. Подумайте хорошо и скажите, почему вода для Земли жизненно самое необходимое?
Ответы.
Воспитатель. Вода – наша жизнь, краса человека и Земли. Без воды нет жизни. Вода – первый минерал из всех химических элементов. И в организме человека, и в теле Земли их 108. Вода – носительница информации, можно сказать, что она имеет память. Она помнит все от начала времен. С водой можно говорить, просить у нее здоровья. Древнее название воды – “роса”, потому наши предки и называли себя “росы”, “русы”. Заклики дождей велись с Красной Горки и велись до Купалы.
А начинались весенние повсеместные хлопоты с того, что в один день на всех тысячах километров славянских племен люди начинали готовить орудия труда. К Красной Горке каждое семейство с помощью воды наводило блеск и красоту в доме и на подворье. Женщины выскоблят или выбелят стены, пол тоже выскоблят и вымоют, вынесут к костру старую солому с постелюшек и настелят новую - ароматную. Выстирают всё, умоют цветики. Раньше было много вышиванок, все они были тематические - узор создавался с определенным умыслом как заклик к Природе. С ожиданием Весны в дому вывешивались занавеси, подзоры и рушники с тематикой Весны и Лета. А мужчины, наладив телегу, соху и борону, убирали всё подворье, чтобы с таянием снега ничего сорного не попало в реки.
Когда заботы завершены и всё готово к встрече новых весенне-летних событий, каждому в радость крепко попариться в паруше да облиться холодной водой. В четверик у колодцев с самого раннего утра с лёгкой душой собирался радостный народ: пожелания здоровья, игры, шутки молодёжи, юрилась детвора. Если парень хотел признаться девице в любви и дать знать о том, что он просит разрешения прислать сватов, он не говорил слов. Он обливал свою избранницу водой из этого студенца. Как вы думаете, почему?
Ответы.
Воспитатель. Юноша этим обливанием обещал своей избраннице такую же любовь и заботу, как любовь Неба к Земле! В народе было понимание, что вода, пришедшая с Небес снегами и дождями - это семя самого Творца, и если юноша не присылал сватов девице, которую он всенародно облил водой из колодца, то его семью даже из общины могли изгнать. Община сохраняла себя через свои здоровые обычаи. Пословица говорит: «Где жить, там и слыть!» О каких обычаях, сохраняющих здоровье уклада общественной жизни можете рассказать вы?
Ответы.
Воспитатель. В наше время еще живут следы древних обычаев просить Природы о милостях. Место всенародных гуляний и молений во всяком селении называлось Красная Горка. В праздник Красной Горки ещё до рассвета шёл на неё весь народ со своими старейшинами встречать восход Красного Солнышка. Все были нарядные, каждая семья несла высокие куличи и другие яства в дар Природе. Пред всем народом молодые девицы просили Солнышко светить людям и радовать весь народ, всю Землю. Смотрясь в него, как в своё зеркало, обращался народ к своей душе. Молился народ, чтобы Солнышко согревало посевы, и чтобы их щедро и в меру поливали дожди! Поднимая куличи к Небушку, просил народ ¬ Землю Ладушку оказать милость и уродить на весь Мир высокие хлеба и другие дары, показываемые Небесам!
В этот день праздничный день начало весенних забот народ знаменовал пахотой: с этими высоченными куличами, крашенками-яйцами с Красной Горки все шли в поле. На нивке расстилали полотенца и раскладывали все угощения как дары предкам! Славили предков за их жизнь, благодарили их за переданные богатства и таланты, просили предков радения, просили помощи в трудах! Просили Ладу разрешения вспахать её лоно, и лучшие пахари - избранники народа - делали праздничную борозду. Затем шло взаимное угощение от её прошлогодних даров, крошки рассыпали по полю. В семьях, когда садились за стол, первое и лучшее ставили перед старейшинами. К вечеру начинались первые молодёжные весенние игрища - заклики к многоликой Природе. Ладу Щедрыню, к Весну Живу закликали о хорошей погоде, о добром здравии и добром урожае! Неделю шел диалог с природой через ритуалы, игры, хороводы, свадьбы - полевые работы начались после того, как через начально вспаханную борозду Ладушка услышит все восхваления и все просьбы к ней.
Как вы думаете, что в настоящее время сохранилось от древних обрядов, и с каким умыслом они проводятся в наших семьях?
Ответы.
Воспитатель. Мы с вами будем говорить и о других обычаях доброй старины. В дальнейшем, когда вам придётся услышать, прочитать о каком-то обычае, постарайтесь понять его внутренний смысл, и тогда предковое богатство будет вам в помочи.
И ещё! Куда бы не забросила вас жизнь, берегите обычаи своего дома и с почтением относитесь к обычаям дома, давшего вам приют. Уважайте обычаи людей того края, который дал вам пристанище. Помните: по тому, как вы ведёте себя в любом месте, видна культура вашей семьи, культура народа, который вы представляете. Каждый человек в жизни будет получать своё. В народе говорится «Дома, как знаешь, а в гостях – как велят!» Предлагаю закрепить наш разговор пословицами и поговорками о трудах, о культуре.
Урок 4
О Вербохлёсте
На столе в вазе веточки распустившейся вербы.
Воспитатель. Сегодня поведаю я вам об одном красивом и мудрейшем обычае пожелания здоровья, связанном с вербой! Может быть, кто-то знает о нём, что-то вспомнил из рассказов бабушек, глядя на эти нежные, тянущиеся к Небу веточки?
Ответы.
Воспитатель. Мягкие нежные «котики» распустившихся веточек вербы - вестницы того, что, хотя ещё снег лежит, но тепло идёт из самого ядра, из самого сердца Лады. Морозами-калинниками раскалёно ядро Земли, с Весной поднимающееся внутренне тепло греет корни растений и побуждает их к росту. И первую весть об этом подает верба. Поэтому Вербохлест - праздник, посвящённый здоровому и счастливому детству! Смысл вербного обряда в весёлом хлестании вербой: хлещут и детей, и всех близких и родных с искренними добрыми пожеланиями здоровья. Целую неделю всяк выходил на улицу с пучком вербы и ласково похлестывал угодных ему встречных с пожеланием здоровья. Веточками вербочки обменивались, несли их домой. А дома дарёнными веточками хлестали детвору, хлестали хворых, давали им почечки. В дому оставляли пучки вербочки, так как они сохраняют силу стремления к росту Ими пользуются как венчиком для обрызгивания намоленной водой заболевших, для обметания углов избы, особенно после непрошенного гостя. Хлестали вербой и животных в своей стаенке - тоже им на здоровье. Веточки оставляли под крышей сараюхи: когда первый раз погонят скотинку в стадо, ее подхлещут для резвости. Особенно будут ласково хлестать молодняк. Веточки вербы, разбросанные на посаженную нивку и поставленные по её углам, сохранят нивку от вредителей и улучшат урожай.
Вербохлест помогал человеку с малых лет думать о своем здоровье, помнить, что оно дается Природой тому, кто любит ее как Мать-родительницу. Человек с малых лет тянущийся к Небу вырастает статным, сильным в помыслах и делах. Прихлёстывая, приговаривают:
Будь великий, як верба,
И здоровий, як Зима,
И здоровий, як Вода,
И богатий, як Земля!
Или:
Будь здоров на весь Год!
Будь так весел, как Весна,
Будь так крепок, как Зима!
А хворых нужно хлестать легонько и приговаривать так:
Не я бью, верба бьёт.
Хворь - в лес, на верес,
А здоровье в кости.
Будь здоров, как вода,
А расти, как верба!
От хлестания вербой становится легко, весело. Верба тянется каждой ворсинкой своих почечек к свету и задаёт тон всему, что растёт, дети, после того, как их похлестали, пожелали здоровья, на радостях тянутся, растут и крепнут. Мы с вами разучили приговорки, и можем устроить весёлый, добрый и ласковый вербохлёст, желая здоровья друг другу, своим домочадцам. Так устроим вербохлёст?
Ответы.
Игра «Вербохлёст».
Воспитатель. К этому празднику устраивались детские ярмарки, и самыми желанными подарками для детей были ¬образы многоликой Природы: коники, свистки, ляли. На уроках по изодеятельности мы попробуем сотворить по своему умыслу этих героев, чтобы помчались по Свету кони-мечты в свершение завтрашних дней. А ещё мы придумаем весёлый, бодрый танец коников Световита.
На завтра будьте готовы со своими преложениями.

Урок 5
О девице-Красе и рукоделии
Воспитатель. В далекие и славные времена нашей Лады Ясуни самые пригожие девицы-мастерицы слыли ладовницами, царевнами. Большую красу девице придает всякое умение, чем и были славны наши пра-праматушки. Светлый Дух вечен, поэтому он и поныне жив в сердцах, речах, глазах, делах наших славных женщин. В каких любимых вами сказках живут девицы, образы которых способны быть примером для современных девочек и девушек и вдохновить мальчиков и юношей на поиск настоящей подруги?
Ответы.
Обобщение ответов. Беседа по сказкам о мужских, юношеских, женских и девичьих достоинствах.
Воспитатель. С осенних Покровов Земля Лада готова укрыться белым снежным полотном. Снег - это обещание новых льняных полотен. Дружное повсеместное начинало рукоделия девушками – это заклики к Природе о ее щедрых снегах. Каждая девочка уже с трёх-четырёх лет по примеру старших с радостью училась шить, вышивать, только шила она пока для своих любимых кукол, а точнее ляль. А в восемь лет девочке торжественно заплетали косу, и она получала в подарок бабушкину иголочку-труженицу С этой поры и начинались её уроки, С одиннадцати лет девочки уже всерьез занимались рукоделием, в котором отражались знания об общественном укладе, взращивалось личное творчество. К замужеству у девушки в сундуке было до двадцати пяти вышитых сорочек, сарафаны и юбки, занавеси и подзоры, скатерти и рушники, платочки и пояса. Расскажу вам о том, какой умысел вкладывался в рукоделие.
Рассматривают образцы рукоделия, иллюстрации с музейными реликвиями.
Белое полотно – это образ снегов и память о том, что, истаяв, они превратились в воду, а вода взрастила лен. Прялка была в доме самым красивым изделием, на котором были изображены и Небо со звездами, и красота Земли. Когда пряха тянула ниточку, она ощущала, что тянет ее с самого Неба. Кружева, бахрома на белом полотне – это заклики снегов и дождей. Одежда была или белая, расшитая в основном красным, или красная, вышивка на которой в основном была белая.
Наши пра-прамамочки когда были такими же девочками, как вы. Природа сохранила и их облики, и их чаяния в нас. Дух их, т.е. их помыслы, мечты витают в Природе. Поговорим, о чём они могли думать, мечтать и напевать, когда шили, вышивали вместе со своими мудрыми наставницами? Ведь в наших душах живёт созвучие их чувствам!
Ответы.
Воспитатель. Платье отражает заслуги человека, его умения, дела.
Рушник - жизненная дорога, бахрома и кружева - дожди и снега.
Занавески на окна. Окно дома – то же, что и око человека в Мир. Говорят, что за окном ангелы стоят, поэтому окна красиво украшали вышитыми занавесками, украшенными кружевами. Снаружи окна украшались резными ставеньками, и из окошка не выбросывали ни единой соринки.
Подзоры на постель. Постель стелили белым - как Земля после трудов в белых снегах отдыхает, так чтобы и человек, омывшись после труда, мог отдохнуть, настроиться на новый светлый день. Украшалась постель вышитым подзором с кружевами, который выглядывал из-под покрывала.
Стол в воззрениях и в обычаях нашего народа – ладонь Бога, а скатерти - это белизна снегов, которые уготавливаю плоды будущего урожая. На рушниках, скатертях, занавесках, подзорах расцветали райские сады, красные петушки, воспевающие Зарю и ранний утренний подъём, оживали духмяные цветы.
Собравшись в одной избе, сидя у окошка, за которым белели снега, возвеличивали женщины своим пением красоту человека, а старейшины вели сказы о подвигах и великих деяниях народных героев. Безмерна и прекрасна правда о богатствах человеческой души! Девицы отображали всё лучшее, что видели в своей жизни, и уготавливали такое же светлое своё будущее. Мечты юности оживали на полотне в причудливых цветах и райских птицах, а позже эти творения помогали осуществлять задуманное.
Одежды и убранство, сотворённые в мечтах, долгие годы хранили молодость, давали силу и в зрелые большие годы. Так создавались живые ткани преемственности духа предшествующих поколений. С подобными одухотворёнными чувствами, обретшая свою новую семью девушка, обшивала потом всех домочадцев, готовила к праздникам и семейным торжествам подарки не только им, но и близким уважаемым людям.
Старшим мужчинам и женщинам приятно было носить одежды с плеча своих сыновей и дочерей - в этих прочных и красивых одеждах жил дух и задорного состояния юности, и любовного отношения родителей к своим детям, жила память о совместных празднествах и деяниях.
- А как вы думаете, почему меньшие братья и сестры радовались, когда им свою одежду передавали старшие?
Ответы.
Воспитатель. У каждой девочки были нарядные, неописуемой красоты Ляли, которые создавались с помощью взрослых и по собственному умыслу. Ляли – это и образы праматерей, и лики, выражающие различные черты характера человека. В тоже время – это образы Природы в каждое время Года. В семье князя могло быть до двухсот Лялечек, потому что по наследству переходили Ляли и мамины, и всех бабушек. Это прообразы икон.
Что вы знаете о подобном обычае в культуре нашего народа или в культуре других народов?
Ответы.
Воспитатель. Например, в Китае до сих пор сохранился подобный ритуал: в доме у центральной стены устраиваются красивые ступеньки - как раньше у нас божничка, и на ней ввысь по ступенькам восседают всё более и более высокие Лики. Каждый отвечает за определённые деяния, поэтому у этих каждого просят определенные милости. Так хранится древний обычай сосредоточенного ведения разговора с самим же собой, с Природой.
Женское творчество: тканьё, кружевное плетение, вышивка, огородничиство, кухня - это всё домоводство, и в каждой семье оно сопровождалось пением. Народные песни несут глубокий смысл. Песни мужчин мужественные, оптимистичные. Они об Отчизне, о Творце, о великих подвигах народных героев. Женские песни отражают трепетные, нежные чувства: восторг за честь и мужество своих отцов, братьев, мужей и сыновей, любовь за их любовь к Отечеству, верность, служение тому, кто служит людям. Смысл жизни наших праматерей наполнен стремлением украсить жизнь любимых, и отблагодарить близких за заботу, прийти на помощь слабым.
Только высокие чувства и светлые воспоминания нас согревают, взаимно дополняют и одухотворяют! Это живой Свет, Дух, энергия, токи! Мы тоже можем выражать подобные чувства и заботой, и песней.
Слушание напевов в записи.
Воспитатель. Как народная слава говорит о мастерах и мастерицах?
Ответы.
Воспитатель. Живет молва о людях с «золотыми руками». Это хранители Природы, её самых больших богатств. А самое великое богатство человека - его душа, его искренние чувства любви к окружающему, бережное отношение к наследию своих родителей и прародителей, это безмерная влюблённость в свою родную Землю Ладушку, в Человека.
Сегодня вы с восторгом примеряли народные костюмы, которые мы готовим к предстоящему празднику. Приятно было видеть, как вы любовались друг другом и своими отражениями в зеркалах. Подобные наряды шьют особенные мастерицы в специальных ателье. С любовью они вкладывают в праздничную одежду своё понимание красоты, свои пожелания здоровья. Сколько радости, аплодисментов помнят эти наряды из Дворца культуры! Поэтому и нам в них так славно, легко, смело, радостно! Рассмотрим узоры нарядов и расскажем, какие чувства будит в нас мастерство белошвеек.
Ответы.
Воспитатель. Это не просто одежда - это живая радость и мечта. Вот почему в народе из поколения в поколение передавались праздничные уборы. В музеях есть одежды, которым уже сотни лет, а они прекрасны и актуальны.
Рассматривание иллюстраций музейных реликвий.
Воспитатель. Подумайте, в какой одежде человек здоровее себя чувствует - в купленной или в сшитой своими руками?
Ответы.
Воспитатель. Берегите свои одежды, любите их как свидетелей и хранителей ваших радостей и дружелюбия, ваших творческих успехов и хорошего отношения к вам окружающих людей. Не стремитесь часто менять наряды – это энергетическая потеря. Хотелось, чтобы вы задумались так же и о том, как в вашей семье накрывается праздничный стол и привнесли в свою семью красивый и мудрый обычай отвечать Природе любовью на все ее щедроты.
Занятия детей рукоделием, пением.
Урок 6
О множественности качеств Природы
Взращивание их и сохранение
Воспитатель. В этом санатории собрались очень славные ребята. Но если вы будете думать, что главное для чего вы приехали, это ваша болезнь и её лечение, то основную роль в вашей жизни будете играть не вы сами, а ваша болезнь над вами. Учитель Иванов наставлял людей, что не болезнь играет роль над человеком, а человек - глава над всякой болезнью.
Большую роль в победе над любой душевной слабостью, над всяким недугом играет жизнерадостность человека, его стремление быть здоровым, совершенным человеком. Человек богат сотворчеством с окружающими людьми. Думайте о том, что судьба предоставила вам возможность встретиться с новыми прекрасными людьми, соприкоснуться с новыми знаниями.
В воззрениях нашего народа существует такое понятие, как Род! От этого понятия родились все слова, обозначающие рождающее творческое начало и всей Природы, и каждого отдельного человека. От понятия «Род» - «народ» на Земле-Ладе. Всё на ней будет ладно, красиво и складно, если все вместе мы захотим понять и осуществить то, что важнее всего в Природе! Называйте-ка слова, в основе которых понятие рождения.
Ответы.
Воспитатель. Природа прекрасна и многолика. Множество качеств перетекают одно в другое, каждое качество множественно. Скажите, из каких качеств состоит красота? Например, красота человека?
Ответы.
Красота дома?
Ответы.
Красота цветка?
Ответы.
Рассматривание красивых видеокадров или иллюстраций, предметов.
Воспитатель. Чтобы построить, например, красивый дом, мост, дорогу, придумать полезный людям прибор, нужно иметь творческие начала, нужно быть милостливым человеком к тем, у кого учишься делу, и к тем, кто в этом деле помогает. Нужно быть смекалистым, т.е. мысль должна быть быстрой, плодотворной, объединять в себе купу различных знаний, опыт родных, друзей. Ещё, какими качествами необходимо обладать человеку для реализации замысла?
Ответы.
Воспитатель. А если с этой стороны говорить о красоте взращиваемого цветка, создаваемого прибора, строящегося дома и т.д., то для его также нужно трудолюбие, терпение, вера в дело, в советы окружающих. Главный цветок – это человек. Энергию, струящуюся в человеке, называли Живой, и изображали ее красивым симметричным цветком. Этот цветок так же называли Древом Жизни. Самая главная родительница красоты на Земле – красота человеческой души! Её звали Красичь!
Наши предки знали, что внутренние качества души нужно терпеливо и на радости взращивать, лелеять. Мамочки желали, чтобы детки вырастали красивыми и талантливыми людьми, мечтали, чтобы они служили во славу отечеству. С первых минут своей жизни их чада слушали песни о достоинствах героев. В течении всего Года в разное его время в Природе проявляются те или иные качества, и все древние праздники – это посвящение разнообразным Ликам Природы. В нас живет и Лада, и Милич, Красич и Услад, Купа и Дана и все другие из 108 качеств. Все разнообразные наши личностые качества - детки всеобщей Природы. Раньше на празднике, посвященному определенным качествам, достоинствам, они воспевались. Но главное выбирались реальные герои праздника – лучшие из лучших. Это похоже на наши конкурсы, только победитель выбирался не жюри, и не за одно выступление. Выбор велся жизнью с родными и друзьями.
Будем учиться мыслить высоко и плодотворно. Мысли человека, вбирающего своим сознанием чаяния окружающих, народа своей Отчизны, сливаются во временном пространстве с себе подобными. Истинность мысли человека определяется плодотворностью последующих деяний и их одобрением окружающими. Творчество и созидание вдохновляют человека, крепят его мысль, множат силы.
Предлагаю выбрать из ряда имен 108 Ликов тот образ, который особенно близок вашей душе. Взгляните на этот ряд: Милич, Красич, Дождичь, Листич, Цветич, Зернич, Дана, Рада, Заря… Прошу к следующей нашей встрече предстать перед нами в образе избранного природного лица. Вы хорошенько подумаете, какое место в Природе занимает избранный вами герой. Обдумайте свои пожелания нам, всем людям. Постарайтесь насытить свои пожелания высокими мыслями о всеобщем благополучии. Обо всем этом можно советоваться с нами, друг с другом. Надеюсь, что подобный труд будет вам в радость. Желаю вдохновения, смелости!
Дальнейшая работа с воспитанниками в подобном направлении.
Урок 7
О танцевальном и песенном творчестве
Воспитатель. Сегодня поговорим о великом воздействии на жизнь человека песни, танца. У всех народов народные песни и танцы являются выразителями самых высоких творческих начал. Интересно то, что движения народных танцев всегда сопровождались напевом, т.е. тело говорило то, чем пел голос. Песенно-танцевальное творчество народа есть вдохновенная мечта о красоте, о мире, о любви к человеку и всему тому, что его окружает! В танце, который был всегда постановкой, можно увидеть все телодвижения, которые делает человек в процессе реальной жизни. Оттачивалась красота движений, их синхронность, экономность и соответствие с выполняемым делом. В мужских танцах, как и в мужских песнях, отражается мужество, смелость, стремление к победе. В древнем женском танцевально-¬песенном творчестве народов всего Мира самой главной тематикой являлись заклики к Природе о ниспослании Ладе небесных щедрот.
С детьми рассматриваются танцевальные движения с проникновением в умысел элементов танцев.
Совместная постановка танцев, выражающая коллективный замысел. Это может быть заклик Весны, её красот, призыв дождей на рост деревьев, трав и цветов…
Воспитатель. Стремитесь к красоте своих жестов, всех движений в любых ситуациях. Но будьте скромны по отношению к другим людям. Следите за тем, чтобы вы никому не мешали не только своими движениями, но и своими мыслями. Думайте о том, что Природа создала человека по своему подобию и ждет от каждого из нас красивых и мудрых поступков.
Продолжение работы в этом направлении во всех моментах жизни детей.

Урок 8
Вода и быт человека
Воспитатель. Сегодня поговорим о ведении домашнего хозяйства, о приготовлении не только вкусной, но и здоровой пищи. Для здоровья человека пеpвое - чистота в помыслах и опpятность в делах. Но прежде я предлагаю поделиться, что новое открыл каждый из вас для себя с обретением новых знаний о силе мысли человека.
Ответы.
Воспитатель. “Мысль не отделяй от дела», - просит Учитель Иванов. Помните, что мысль - это проективная энергия. Замышляя какое-то действие, мы создаем в теле энергетическую проекцию действий. Если мы выполнили замысел, сил прибавляется. Если мечтаем, но не выполняем замысел, силы держим в плену. Вот почему у человека быстрого на претворение собственного замысла, охотно откликающегося просьбы окружающих, есть резвость, здоровье. Взгляд такого человека быстрый, ясный, радостный. Помните, что, претворяя свои мысли, каждый из нас нарабатывает личный опыт, укрепляет себя как человека, взращивает себя как личность. Хотите ли поделиться собственным опытом, связанным с осуществлением своих замыслов?
Ответы.
Из наблюдений исследователей известно, что наши предки ходили к рекам и колодцам за водой в чистой одежде, с молитвами. Нам знакомы пожилые люди из нашего села, у которых живы подобные воспоминания. Исходя из знаний о силе мысли, о позитивности мышления наших предков, а так же о том, что значит в жизни человека вода, вы, надеюсь, догадываетесь, почему они так поступали?
Ответы.
Воспитатель. Насколько актуален подобный обычай в наше время и как мы можем ему следовать?
Ответы.
Песня о воде
Воспитатель. Вода живая, учитесь общаться с ней как с самым большим своим живым другом, и вы очень скоро почувствуете ответ в своем здоровье, настроении. Всегда, когда моете свои руки, убираете, стираете, готовите к столу плоды Природы, думайте о том, что не грязь смываете, а облагораживаете водой и себя, и свое окружение. Воду хpаните в ёмкостях прикрытых крышкой или полотенцем - в ней дух Небес. Не выплескивайте использованную воду под ноги людям, они могут от этого заболеть.
Здоровье – это нравственная категория. Во многом оно зависит от культуры человека. Сегодня мы затронем очень деликатную тему. В книгах, доносящих сведения об обычаях, говорится о том, что воды рек очень берегли в чистоте. Например, осенью и весной улицы и подворья убирали особенно тщательно, чтобы талые воды не унесли в реку сор. Есть сведения о том, что старые люди наставляли детей не мочиться в реку. В знахарських сборниках говорится о том, что, если человек мочится в реку, он будет страдать болезнями мочеполовой системы. Для излечения знахари советовали пойти к реке с пирогом, подарить его реке и, отступая от нее лицом к ней, трижды поклониться и попросить прощения. Старушка из нашего села тоже говорила, как бабушка наставляла внуков: “В реку – ни-ни!” Однажды я видела фильм, в котором девушка предупреждала свого спутника, что, помочившись в африканськую реку, в которую он вошел, он может заболеть мучительной болезнью. Такие знания особенно актуальны в настоящее время. Человек, искажая состояние Природы, получает от нее ответ.
Ученые говорят, что в человеческом организме на очень тонком энергетическом уровне присутствует информация о множестве микроорганизмов. Если иммунитет человека високий, его здоровье сохраняется. Человек, любой другой билологический объект – это сложная энергетическая волна. Через струю, текущую из тела человека, его энергетическое поле соединяется с полем воды Если вода заражена, пришедшая из нее волна может возбудить к размножению клетки болезнетворных микроорганизмов.
Наши предки были людьми высокой культуры и хранили своих детей в чистоте собтвенных поступков. Думаю, им не приходилось рассказыть детям такие неэстетичные подробности. Но вы уже взрослые. Обладая подобными знаниями, вы будете более сознательно организовывать собственный быт, делиться знаниями и опытом с окружающими. У вас есть вопросы?
Вопросы.
Урок 9
О домоводстве и приеме гостей
Воспитатель. Итак, вы знаете, что предки наши всё делали с умыслом, причём с умыслом добрым. Каждое деяние носило одухотворённое начало. Предмет был не просто предмет, а материализованная часть души. Исходя из подобных знаний, подумайте, почему печь в доме была уважаемым предметом? Ее очень красиво украшали, содержали в чистоте.
Ответы.
Воспитатель. К печи относись, как к хpанительнице душевного семейного тепла и забот – ведь на ней не просто пищу готовили. В кушание вкладывалась вдохновенная мысль-пожеление своим домочадцам на их удачливые красивые и лёгкие дела и подвиги.
Вы согласны, что к месту, где готовится пища, нужно относиться с уважением?
Ответы.
Воспитатель. Теперь вы можете сказать, почему родители строго наказывали не pугаться на огонь, не плевать на него, в печь плохое не бpосать?
Ответы.
Чем может ответить огонь тому, кто небрежно с ним обращается?
Ответы.
Воспитатель. Теперь вы очень много знаете, что является главным для здоровья человека в ведении дома, в приготовлении пищи. Скажите, в приготовлении пищи на первое место вы поставите дорогие продукты или знания об энергии мысле-образов, которые текут во всё время её приготовления?
Ответы.
Воспитатель. Итак, если мысль нужно не отделять от дела, то, что вы будете думать, приговаривать, напевать, когда будете чистить картофель, печь оладушки, заваривать чай?
Ответы.
Воспитатель. Запомните очень дорогие советы, которые сделают вашу жизнь богаче: «Чем вскормишь близких, то от них и получишь!». Можно сказать словами мудреца: «Каждый своё получит!».
Итак, что вы расскажите своим мамочкам, перед тем, как станете вместе зачинать какое-то блюдо. Например, вы станете затворять тесто для пирога?
Ответы.
Воспитатель. Когда затворяешь хлеб, заводишь кашу, думай о тех, кто в заботах, в делах, желай им здоровья, хорошего настроения. Ставя тесто, пpиговаpивай:
"Мешу тебя, моя квашонка,
Чтобы хлебушек был споpен!"
А как в домой придёте, в гости, а там хлопоты: пекут ли, белят ли, стирают, непременно пожелайте? «Беленького Вам!» Можно и своими словами говорить - была бы мысль, а дело будет.
Записывают, повторяют.
Воспитатель. Ребята, хочу предложить вашему вниманию ещё одно наставление для людей культурных людей, желающих быть здоровыми. Любой овощ, фрукт выражает определённый умысел Природы. Угощение – это пожелание здоровья гостям, а значит своему окружению, поэтому каждое блюдо нужно готовить именно для торжественного совместного вкушения. Помните, что ваше здоровье будет определяться вашим уважением к окружающим. Если человек ставит на стол блюдо, от которого сам уже слизал, торжества не получится. Особенно терпеливыми во время ожидания гостей должны быть дети: нужно тоже проявлять заботливость о юбилярах, о гостях и не выпрашивать для себя то, что приготовлено для общего торжества. Помогайте родителям, бегом бегайте, накрывая на стол.
Развернуться нашему разговору поможет красивая пословица: Кpасна изба углами, а обед - пиpогами! Вспомним, как народный опыт наставляет нас о гостеприимстве, о накрывании столов. Мы можем разыграть сценки, накрывая наш общий стол к ужину.
Дети накрывают на стол
и сопровождают свои действия тем, что узнали из беседы.
- Кушанья раскладывают на блюда и тарели так, чтобы открыты были их красивые берега.
- На столе блюда расставляют так, чтобы удобно было взять угощение.
- Если необходимо поставить новое блюдо, подойдя спpава к сидящему за столом, пpедупpеждают его словом: "pазpешите!?".
Воспитатель. Ну, вот стол красиво накрыт, на нём стоят с душой приготовленные блюда, Как же рассаживают гостей?
Ответы.
- Hе дом хозяина кpасит, а хозяин дом!
- Хозяин весел - и гости pадостны.
- Место для хозяина - во главе стола. Он ведёт общий pазговоp.
- Гости за столы садятся, когда их пpигласят хозяева.
- Кpасному гостю - кpасное место!
- Самые почётные места слева и спpава от хозяина.
- Хозяйка садится там, где ей удобно ухаживать за гостями.
- Где потеснее, там и дpужнее!
- Молодежь садится после стаpших.
- Детям желательно садиться отдельно.
Воспитатель. Хлеб да соль - и обед пошел! Как же следует вести себя за столом, будь-то в родной семье или в гостях?
Ответы.
- За столом сидеть ровно, спокойно. Локти не раскладывать на столе, чтобы не мешать другим.
- Начинают есть после пожелания хозяйки и после того, как хозяин поднес ложку ко рту.
- Из общего блюда пищу беpут со своей стоpоны ложкой, пpед¬назначенной для этого блюда.
- Хлеб разламывают pуками над своей таpелкой.
- Пищу брать и откусывать по-малу, жевать с закpытым pтом, тихо, спокойно.
- Из ложки, чашки не хлебать, а сидя ровно, подносить ко рту и тихо испивать.
- Фpукты можно бpать по выбоpу.
- Косточки с фpуктов выкладывают в ложечку, поднося её ко pту, и кладут на беpежок своей таpелки.
- Пока ешь, не верти глазами по столу, не заглядывайся на другой кусок на общем блюде. Только пpожевав и пpоглотив, беpут следующий кусок.
Воспитатель. А что вы скажете о беседе за столом?
Ответы.
- Станут подносить - умей pечь заносить.
- Пошел на обед - неси словцо в ответ.
- Hе будь сыт кусом, а будь сыт дpугом.
- Hе доpога гостьба - доpога дpужба.
- Hе доpога наежка, доpога потешка.
- Разговоp начинают, лишь пpоглотив пищу. Пеpеговаpиваются за столом тихо, пpедоставляя вести основную нить pазговоpа самому уважаемому человеку. Беседа должна быть полезна и интеpесна всем.
Воспитатель. Желаю вам помнить такие мудрые наставления и выполнять их. Будьте к людям добры и приветливы, будьте трудолюбивы, скромны, стремитесь к знаниям-умениям, и жизнь вас наградит по заслугам!
К нам из чужих обычаев пришло пожелание аппетита. В настоящее время редко кто страдает его отсутствием. Наоборот, люди страдают перееданием. Потому, приглашая вас к накрытому нами столу, мы, как издавна у нашого народа велось, желаем вам доброго здоровья! Кушайте на здоровье!
 

Источник: http://bugor.lg.ua/Avtor_Ivanova/roditeljam.htm

Как называется отложение липофусцина на роговице